Виды мышления человека: самая полная классификация с описанием + примеры

Тесты для определения склада ума

На данный момент на просторах интернета можно найти множество различных тестов, благодаря которым возможно определить, в каким типом мышления обладает человек. Чаще всего они состоят из вопросов о предпочтениях и выбора действий в предполагаемых ситуациях.

Вот на этих ресурсах вы можете проверить себя:

  1. trikky.ru
  2. rambler.ru
  3. goldenguidewow.com
  4. fishki.net
  5. onedio.ru
  6. cadelta.ru
  7. tv.ua

Однако определить склад ума можно и по-другому, не прибегая к помощи интернета. Для этого достаточно лишь понаблюдать за сбой в повседневной жизни.

К примеру, склад ума довольно часто зависит от рабочего полушария мозга, показателем которого является рабочая рука. То есть люди, пишущие правой рукой, обладают хорошо развитым левым полушарием, которое отвечает за логику. У левшей преобладает влияние правого полушария, ответственного за творческие способности и воображение. Именно развитие этих способностей в дальнейшем влияет на определение склада ума и выбор дальнейшей профессии.

Кроме того, существует множество профориентационных тестов, которые также помогают человеку выяснить, к какому типу он относится.

Функции

В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.

Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:

  • наглядно-образное;
  • действенное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.

Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.

Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:

  • классифицируется роль понятий;
  • решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
  • управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
  • анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.

Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:

  • методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
  • для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
  • созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Как определить

Чтобы установить, есть ли у вас аналитические способности, можно проходить несложный анализ из четырех тренировок:

Пробуйте пару раз переплести пальцы на руках и увидеть, палец какой из рук очень часто оказывается сверху. Палец левой руки будет вести разговор о большой эмоциональной составляющей, а вот палец правой руки красноречиво говорит о том, что ваше мышление имеет аналитический склад.
Карандаш или шариковую ручку нужно держать на вытянутой руке по направлению какой-либо поверхности размещенной по горизонтали, лучше всего, однотонной. Потом закройте один глаз и взгляните, не сместилась ли ручка в сторону от в горизонтальном направлении линии

Сейчас нужно обратить внимание, какой глаз у вас закрыт — правый будет доказательством более жёсткого и аналитического склада, а левый означает, что ваше мышление более мягкое и покладистое, отличительное для гуманитариев.
С закрытыми глазами переплетите руки на груди. Потом откройте глаза и увидеть, какая рука лежит сверху

Левая рука будет доказательством преобладания более чувственного правого полушария, а правая — о превосходстве левого полушария, отвечающего за аналитические способности.
Похлопайте пару раз в ладоши и внимательно посмотрите, какая рука в момент хлопка считается «главной» и помещена сверху. Правая рука — это символ решительного характера и аналитического умственного склада, а левая будет вести разговор о том, что у вас гуманитарный склад мозга и довольно мягкий характер.

Кто такой гуманитарий?

Людям со склонностями к точным наукам всегда противопоставляется другой тип, который чаще всего называют гуманитариями. Обычно мы можем столкнуться с массой стереотипов о таких людях. Однако не всегда они являются правдой.

Самое распространённое мнение заключается в том, что люди с гуманитарным складом ума чаще всего интересуются чтением книг, посещением выставок и развитием творческих способностей.

На самом же деле, несмотря на то что перечисленные увлечения также часто встречаются среди гуманитариев, область их интересов на этом не заканчивается:

  1. Одно из важнейших качеств людей со склонностью к гуманитарным наукам – это умение взаимодействовать с другими, проводить коммуникацию и устанавливать связи. Чаще всего они являются хорошими ораторами и могут найти подход к любому человеку;
  2. Гуманитарии интересуются другими людьми. Они любят наблюдать за ними, помогать им;
  3. Они проявляют большой интерес к различным сферам искусства и творчества, нередко самостоятельно вырабатывают навыки сразу в нескольких областях;

Самые популярные профессии для людей с подобным складом ума – это лингвист или филолог, юрист, писатель, историк.

Как прокачать аналитика в себе

Сначала подумай, а нужно ли тебе это. Аналитическое мышление – это не просто способность, а система мышления, которую нельзя «включить» в офисе и отказаться от нее дома. Аналитик склонен забывать о своих эмоциях и чувствах окружающих, работать на результат, даже если в процессе пострадают окружающие.

Такие виды деятельности, как материнство и воспитание, творчество, психология не могут быть успешными при аналитическом типе мышления.

Многие коучи и тренеры сегодня предлагают групповые и индивидуальные программы по развитию аналитического склада ума, однако прокачаться ты можешь и сама дома. Лови несколько советов:

  • При столкновении с трудной ситуацией выдохни, возьми блокнот с ручкой и нарисуй схему: причины произошедшего, пути решения, исходы. Чем чаще ты будешь прибегать к этой схеме, тем быстрее заметишь, как мало времени у тебя на это уходит.
  • Выслушав чужую позицию, в голове или на бумаге создай схему его логической цепочки. Так ты сможешь быстро найти в них слабые места.
  • Чаще решай загадки, головоломки, где требуется анализировать. Даже многие настольные игры помогут тебе в этом.
  • Даже просматривая фильм или читая книгу, выстраивай структуру произведения.


Giphy

  • Веди письменные лекции интересных программ или выступлений спикеров: учись делать выжимку материала.
  • Сначала тебе будет трудно, но постепенно на непривычный образ мышления будет уходить все меньше сил, и ты перестанешь в стрессовой ситуации испытывать поток неприятных эмоций, а сразу будешь готова приступать к решению.

Практические рекомендации

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Все эти рекомендации помогут развить ваши аналитические способности. Но, главное, как и в любом деле, не переусердствуйте: нужно всегда находить время на отдых.

В чем разница между гуманитарием и технарем?

Изучив подробные характеристики первого и второго типа, мы можем сделать вывод о том, в чём же разница между ними. Какие качества особенно хорошо развиты у одних, но при этом отсутствуют у других?

  • в первую очередь, наиболее важным отличием является их способ смотреть на мир. Для гуманитарных людей это чаще всего взгляд эмоциональный. Они воспринимают мир сначала чувствами, в том время, как для людей с техническим складом ума на первом месте в этом стоят логика и факты.
  • в коллективной работе технари обычно выступают в качестве исполнителей, благодаря их способность к чёткому следованию плану, а для гуманитариев уготована роль креативного центра, организаторов. Их развитое воображение позволяет выдвигать различные новые идеи;
  • многие считают, что приверженцы точных наук более закрытые, чаще всего являются интровертами и нуждаются в постоянном общении с людьми, чего не скажешь о втором типе. Им присущи коммуникабельность и социальная активность;

Данные различия являются самыми основными. Однако это совсем не означает, что человек технического склада ума не может быть общительным, а тот, кто обладает гуманитарным мышлением никогда не опирается на логические умозаключения.

Каждая из этих характеристик может сочетаться в одном человеке, проявляясь в большей или меньшей степени в различных ситуациях.

В этом видео профессор Геннадий Боярышников расскажет, почему деление на эти два типа склада ума – это всего лишь миф:

Развенчивание мифов

В наше время многие считают, что система деления людей на два типа уже устарела, и тому есть множество подтверждений. Неужели борьба технарей и гуманитариев напрасна, и они действительно практически ничем не отличаются друг от друга?

  1. В современном мире появилось много профессий, которые нельзя отнести ни к одному, ни к другому типу. Появляются различные науки, сочетающие в себе качества и технических, и гуманитарных, либо вообще абсолютно новые течения, не похожие ни на что остальное;
  2. На свете крайне мало людей, которые обладают исключительно качествами только одного типа. Чаще всего они сочетают в себе различные черты, и сферы их интересов могут одновременно касаться как творчества и искусства, так и физических задач;
  3. С течением времени интересы человека могут меняться, а способности проявляться по-разному, поэтому нет ничего удивительного в том, ребёнок может получать плохие оценки по литературе в школе, но дома с удовольствием зачитываться книжками.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что деление на технарей и гуманитариев приносит вред нашему обществу. Оно, несомненно, справедливо и имеет место быть. Однако нужно понимать, что мир гораздо шире, и не следует ограничивать людей исключительно этими категориями.

Аналитическое мышление в психологии

Мыслительные операции в психологии являются и отображают субъективную связь человека с окружающей объективной реальностью. Дискурсионное или аналитическое мышление это – подвид абстрактно-логического мышления, которое базируется на глубокой осознанности, развернуто во времени и характеризуется этапами:

«Сканирование» или осмысление события, ситуации, проблемы

Важной составляющей на данном этапе является высокая мотивация человека в стремлении разрешить ситуацию.
Просмотр вариантов, обработка информации и постановка задач. Выявляются все возможные параметры для решения.
Выдвижение гипотез.
Пути решения проблемной ситуации: использование ранее известных, знакомых алгоритмов или создание нового решения.
Процесс в действии (практическая деятельность).
Проверка гипотез.
При неэффективном решении проблемы период отстраненности и поиск новых решений.

Гуманитарий

Человек, имеющий гуманитарный склад ума, больше интересуется творческими, общественными делами. Концентрируется на философии, литературе и искусстве. При этом он может работать инженером и знать технологии наравне с «технарями». Но для него приоритетной задачей является реализация духовных составляющих его жизни.

Многие знаменитые ученые, помимо основной своей деятельности, занимались еще и творчеством. Например, М. В. Ломоносов. У него немало поэтических произведений.

Главное отличие гуманитария от «математика» заключается в том, что он воспринимает мир всесторонне.

Гуманитарий по-другому толкует, интерпретирует, дает иные понятия. Он обладает другим опытом и видением. «Технарь» анализирует жизнь по определенным критериями и правилам.

Также у всех типичных гуманитариев отмечается хорошая коммуникабельность. Они тянутся к другим людям. Всегда умело налаживают связи.

Нередко такие люди могут легко контактировать с людьми, которые являются для них посторонними и имеют антиподные взгляды. Гуманитарий может притягивать людей разных религий, специальностей и темпераментов.

Законы правильного мышления

Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. Согласно логике, базовой единицей мышления является понятие. Понятие и есть то обобщенное представление об объекте, выраженное в слове.
Рис. 2. Функции мышленияТри из четырех современных законов правильного мышления сформулировал еще Аристотель. Рассмотрим эти законы подробнее:

  • Закон тождества. В рамках одной цепочки умозаключений всякое понятие и суждение должно быть тождественно самому себе. Что это значит? Это значит, что под одним и тем же словом или фразой мы на протяжении всего рассуждения понимаем один и тот же смысл. К примеру, если мы сначала используем слово “чувство” в значении “ощущение” (зрительное чувство, чувство боли), а затем это же слово используем в значении “эмоционального переживания” (чувство страха), то мы как бы ставим знак равно между ощущением и эмоциональным переживанием. Это является логической ошибкой — подменой понятия.
  • Закон непротиворечия. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть истинны одновременно в рамках одного и того же контекста. Если старший брат говорит маме, что младший взял конфеты, а младший говорит, что он их не брал, между этими суждениями существует противоречие, и кто-то из братьев точно обманывает.
  • Закон исключенного третьего. Если два суждения друг другу противоречат, ложно либо одно, либо другое, третьего (объединяющего их) не дано. Часто мы можем встретить ситуации, где это третье по факту дано, и в каждом из суждений содержится лишь доля истины. Однако здесь имеются в виду те суждения, которые не могут быть одновременно истинными. Если на примере, кубик может быть и черным, и белым одновременно (с разных граней), но он не может одновременно быть белым и не быть белым.
  • Закон достаточного основания. Для утверждения чего бы то ни было нужно достаточное основание, то есть доказательство истинности суждения.


Рис. 3. Виды мышления

Виды тренировок

Детская аналитика разовьется, если произойдет осознание проблемы. Здесь нельзя исключить причинно-следственные связи. Поэтому в младшем возрасте такие манипуляции можно проводить в игровой форме. Детям 3-4 лет предлагается использовать сенсорное восприятие. Именно в этом возрасте познаются формы, объем, цвета через наглядные вещи. Поэтому необходимо проводить игры, которые способствуют развитию аналитических данных.

Например, следует использовать данную игру. Разложите на столе предметы, имеющие такие формы: куб, параллелепипед, шар, пирамида и т.д. Эти предметы должны быть разноцветными. Попросите ребенка выбрать и описать тот предмет, который вы назовете. Добивайтесь того, чтобы малыш сказал о предмете как можно больше информации. В 5-7 лет у детей начинает проявляться аналитическое мышление. Они пользуются им с удовольствием. Поэтому развивать его нужно при помощи загадок, различных пересказов и решений ребусов.

В средней и старшей школе мероприятия необходимо продолжить.Желательно проводить занятия вне уроков. Например, у всех ребят есть любимые предметы. Необходимо поддерживать их интерес к знаниям, поэтому нужно проводить различные исследования по выбранным предметам: математике, физике, химии и т.д. Исследования могут быть индивидуальными и коллективными.

Также можно порекомендовать проводить различные юмористические конкурсы, экскурсии, которые помогут изучению истории развития родного края. Естественные науки помогают узнавать информацию об окружающем мире, развивают память.

Упражнения

Они помогут осуществить вашу мечту – стать самым продуманным человеком. Поэтому попробуйте применить следующие методики.

  • Решайте сложные математические задачи, где нужно много считать.
  • Хорошо развить логику помогает решение аналитических задач. Примерно таких: «Воздушный шар уносит южным ветром. Вопрос: «В какую сторону направлены флажки, которые установлены на корзине с людьми?».
  • Играйте в шахматы.
  • Относитесь критически к новой информации. Принимайте ее только тогда, когда произведете ее тщательный анализ.
  • Решайте кроссворды и головоломки.
  • Читайте книги.
  • Принимайте активное участие в дискуссиях.
  • Придумайте сами проблему и мысленно попробуйте ее решить.
  • Размышляйте больше о таких вещах, которые вы плохо осознаете и понимаете.

Методики

Для исследования мыслительного уровня применяют различные приёмы. Методика «Простые аналогии» помогает выявить характер логических связей и отношений между понятиями. В психологии существуют различные методы мозгового штурма, призванные противоборствовать однобокости и стереотипности человеческого мышления.

Большой популярностью пользуется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Техника призвана нарушить привычное для мозга состояние мышления. Британский психолог предлагает 6 путей рассмотрения и решения одной проблемы. Данный способ представляет собой психологическую ролевую игру, в которой цвета шляп предполагают включение определённого режима мышления. Индивид, примерив одну из шляп, обязан включить соответствующий режим. Игра требует большой внимательности, так как головные уборы разного цвета применимы к любой сфере, связанной с умственным трудом. Проблему надо рассматривать не в борьбе идей и доводов, а в их единстве.

Полное видение ситуации появляется исключительно после примерки игроком всех 6 шляп.

Белый головной убор подразумевает поиск недостающей информации и применение уже известных фактов. Ретроспективный метод познания помогает выявить причинно-следственные звенья и закономерности в развитии имеющихся сведений.
Надев красную шляпу, человек должен прислушаться к своему внутреннему голосу. Интуиция и собственные ощущения играют большую роль на данном этапе. Личность рассматривает проблему через призму своих чувств

При коллективном обсуждении важно выслушать каждого субъекта, понять, что вдохновляет его, а также подоплёку предложенного решения.
В чёрной шляпе человек обязан почувствовать себя в роли пессимиста. Он должен просчитать все возможные непредвиденные обстоятельства и риски
Следует обратить внимание на слабые места идеи

Иногда позитивно мыслящие люди имеют склонность к нежеланию реально взглянуть на предполагаемые препятствия
Они недооценивают ситуацию. Здоровая доля критицизма должна обязательно присутствовать при продумывании новых проектов.
Жёлтая шляпа позволяет человеку взглянуть на проблему позитивно. Она настраивает на оптимистический лад. Нужно отнестись внимательно ко всем сильным сторонам идеи и в деталях рассмотреть преимущества каждого решения. Жёлтый головной убор особенно важен при появлении сомнений в успешности проекта.
В зелёной шляпе субъекту необходимо попытаться найти необычные пути решения проблемы. С этой целью нужно активизировать творческое мышление, поиск оригинальных взглядов.
Синюю шляпу рекомендуют надевать руководителю перед самым принятием решения. Он сначала ставит определённую задачу перед присутствующими, а в конце мероприятия подводит конечный итог.

Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей

На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.

Мужское и женское

Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.

Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.

Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.

Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.

Из достоинств женского мышления можно выделить:

  • способность балансировать между несколькими задачами одновременно;
  • высокую скорость принятия решений;
  • хороший уровень социального развития.

Плюсы мужского мышления:

  • высокая результативность и качество выполнения задач;
  • логичность без лишних эмоций и ассоциаций;
  • способность расставлять приоритеты.

Позитивное и негативное

Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.

Понятие позитивного мышления отчасти стало больше концепцией, которая применяется на семинарах по мотивационному развитию личности и в соответствующей литературе.

Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.

Рациональное и иррациональное

Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.

Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Определяем аналитический склад ума

Такая особенность дана каждому из нас из самого рождения. Только у одних людей она проявляется больше, у других – меньше. Как же определить аналитический склад ума?

Существует множество различных тестов, рассказывающих о работе вашего мозга и определяющих, кто вы: математик или гуманитарий? Ниже дан своеобразный тест, по которому вы можете легко и быстро узнать, кто вы на самом деле.

Есть такое предложение: «Солнышко светит очень ярко, даря свои лучики изумрудной листве берёз». Если вы гуманитарий, то рассуждать будете точно так же, как и в предложении, плюс можете помечтать или пофантазировать, например: «Как бы хотелось там сейчас оказаться…». А вот если у вас преобладает аналитика, то будете рассуждать примерно так:

  1. На улице день, поскольку солнце светит только в это время;
  2. Скорее всего, погода очень хорошая, так как светит солнце;
  3. На улице летняя пора, это подтверждает листва ярко-зелёного цвета;
  4. В месте, о котором идёт речь, несколько деревьев, так как слово «берёза» во множественном числе;
  5. Действия происходят в холодной части Евразии или на севере Америки. Берёзы в других местах не растут.
  6. Это художественный текст, поскольку здесь имеются красивые обороты.

Способы развития

Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий

Очень важно регулярно заниматься с ребёнком

Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.

Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.

В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.

Что такое мышление

Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.

В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.

Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.

Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.

Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.

Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции

Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию

Как изменить мышление

  1. Нужно определить сферу жизни, в которой вы думаете негативно. Это может быть: работа, учеба, бытовые обязанности. Чтобы научиться мыслить позитивно нужно начинать с малого.
  2. Периодически в течение дня мысленно останавливайтесь и пытайтесь проанализировать негативно или позитивно вы мыслите. Если негативно, то найдите способ положительно повлиять на это. Это может быть отвлечение на другие дела, отдых в виде прогулки по улице, самоанализ в виде работы с личным дневником.
  3. Будьте открыты для юмора. Научитесь смеяться и улыбаться даже в трудные времена.
  4. Следуйте здоровому образу жизни. Старайтесь выполняться зарядку или легкую утреннюю пробежку хотя бы несколько раз в неделю.
  5. Окружите себя позитивными людьми. Убедитесь, что вас окружают только тот, кто готов всегда вас поддержать, поднять настроение и уверенность в собственных силах.
  6. Практикуйте позитивный разговор с самим собой.
  7. Следуйте правилу: не говорить себе ничего такого, чего не сказали бы другим. Будьте добры к себе.

Формы

У мышления есть три основные формы:

  1. Понятие. Представляет собой мысль, которая отражает наиболее существенные, общие и отличительные признаки различных предметов и явлений. Понятие возникает как результат познавательной деятельности мозга, т. е. мышления.
  2. Суждение. Это мысль, которая содержит в себе утверждение или отрицание чего-либо о предмете, его свойствах или связях между несколькими предметами. Последовательная логическая связь нескольких суждений помогает нам решать разные задачи, находить ответы на вопросы. Такая последовательность называется рассуждением.
  3. Умозаключение – это итог цепочки суждений, т. е. тот самый ответ на вопрос, который мы ищем, выстраивая свои рассуждения. Умозаключение дает нам новое знание и понимание предметов и явлений окружающего мира. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.

Навыки мышления, анализа и интеллект

Данные элементы расположены скорее рядом с рассмотренными уровнями. Они скрепляют и усиливают их, но одновременно позволяют влиять на реакции и установки. Интеллектуальный человек способен сформировать гораздо большее число вариантов реакций на ситуацию. А привитые навыки мышления и анализа позволяют изменять ход этих реакций. Например, если человек способен анализировать ситуацию, то даже если ему очень захочется ударить наступившего ему на ногу, он вполне будет способен проанализировать дальнейший ход событий и сдержаться. Фактически навыки мышления позволяют подключить гораздо большее количество составляющих второго уровня, либо снизить влияние любого из них.

Кроме указанных, можно выделить еще более глубокий уровень врожденных характеристик и особенностей мышления. Но он становится актуальным только при правильной проработке всех остальных элементов.

На основании вышеприведенной информации можно сформулировать, что же такое образ мышления. Это будет некий набор мыслительных реакций на окружающие обстоятельства. Соответственно, что бы изменить свое мышление необходимо сформировать новые варианты реакций, путем изменения желаний, снятия или расширения ограничений и нейтрализации страхов. Проводниками изменений должны быть новые навыки, самоанализ и простое развитие интеллекта.

Еще:

Как сохранить отношения

Отказ от контроля в отношениях три способа обрести психологическую независимость для женщины

Комплекс неполноценности – неравная борьба?

Сценарии, прерывающие наш полёт к мечте

Умозаключение

Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.

Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.

Подвиды умозаключения:

  1. Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
  2. Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
  3. Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
  4. Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.

Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector