Мышление, с точки зрения психологии, его основные виды и формы
Содержание:
- Признаки и примеры
- Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы
- Зачем нужен и где применяется системный образ мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Основные инструменты и принципы
- Характеристики типов мышления
- Логика и логическое мышление
- Определение понятийного мышления
- Вопрос – ответ
- Образы и опыт
- Немного о понятии
- Когда абстрактное мышление не поможет
- Формы
- Механизм мыслительного процесса
- Что это такое
- Умозаключение
Признаки и примеры
Для критического мышления нужен определенный набор навыков, который включает в себя:
Наблюдательность
Человек способен обращать внимание на детали и фиксировать их в памяти.
Логику. Позволяет сравнивать данные между собой, классифицировать их, находить сходства и различия по тем или иным признакам.
Умозаключения
Критический мыслитель опирается на доказуемые факты и на их основе делает выводы, невзирая на личные эмоции и чьи-то суждения.
Современные исследователи выделили ряд отличительных признаков, которые характеризуют идеального критического мыслителя. Итак, критически мыслить – это:
- Всегда искать основания и доказательства.
- Ясно выражать свои мысли и приводить аргументы.
- Стараться быть хорошо информированным.
- Искать альтернативы даже там, где информация кажется справедливой.
- Быть открытым для качественно новых знаний и не цепляться за консерватизм.
- Воздерживаться от суждений, если оснований пока недостаточно.
Люди с критическим складом ума производят впечатление любознательных, смелых и решительных людей, которые не боятся бросить вызов авторитетам и суждениям, устоявшимся в обществе.
Примеры проявления критического мышления мы находим на протяжении всего развития человечества. Все величайшие открытия в математике, физике и других науках совершались людьми с сильным критическим мышлением. Ведь любые эксперименты и изобретения требуют умения докопаться до сути, взвесить все доказательства и факты, найти закономерности и истину.
В качестве еще одного примера можно назвать судебный процесс. Судья не может вынести приговор, опираясь на свое чутье и отношение к подсудимому. Справедливый суд должен разложить по полочкам все доказательства, учесть улики, выслушать адвоката, свидетелей, сторону обвинения и только после этого принять решение.
Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
- Формулировка вопроса
- Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
- Решение определённых задач для его ответа
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Главными отличительными чертами мышления являются:
- опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
- личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
- обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
- опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
- социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
- словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
- Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
- Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
- Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).
В мышлении выделяются три группы.
Группы мышления | Особенности | Воплощение |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:
- индукция — от частного к общему;
- дедукция — от общего к частному;
- анализ — разложение целого на составные части;
- синтез — сбор составных частей в общую картину;
- сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.
Выделяют три вида мышления:
- Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
- Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
- Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)
Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Зачем нужен и где применяется системный образ мышления
Для чего нужно системное мышление, становится понятно не сразу. Может показаться, что этот тип восприятия необходим лишь руководителям и представителям творческих профессий. На самом деле системное мышление может пригодиться и в жизни обычного человека. Оно способно значительно повысить качество жизни.
Польза системного образа мышления заключается в следующем:
- помощь в создании новых организационных систем;
- возможность прогнозировать события;
- повышение качества принимаемых решений;
- развитие навыка фильтрации информации, поступающей из окружающей среды;
- возможность понять устройство любой системы;
- разработка навыка грамотного построения целей и их достижения;
- возникает умение объединения знаний из разных научных теорий;
- человека с развитым системным мышлением сложно обвести вокруг пальца.
Системный тип мышления ценится в менеджменте, искусстве, политике, бизнесе и образовании. В качестве эффективного инструмента его могут применять в логистике, инженерии и физике. Системный подход позволяет успешно ориентироваться в многогранном устройстве современного мира. Он сводит до минимума количество возможных ошибок. Личность, обладающую таким складом ума, практически невозможно ввести в заблуждение.
Если системный склад мышления сочетается с талантом, для человека открываются широкие возможности для реализации. Такие люди четко идут к намеченной цели, не видя никаких препятствий. Они не ограничены рамками и стереотипами, что позволяет использовать свои силы по максимуму.
Помимо прочего, системное мышление помогает извлекать пользу из ошибок. В этом случае у человека не опускаются руки при возникновении каких-либо препятствий. Он использует полученный опыт для достижения новых целей.
Индивидуальные особенности мышления
Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:
- глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
- широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
- самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
- гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
- скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
- торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
- замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
- критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).
Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:
- наглядно-действенный;
- наглядно-образный;
- абстрактно-логический.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Основные инструменты и принципы
Создавать и формулировать различные понятия человеку помогают шесть инструментов мышления, которыми он пользуется в течение всей жизни:
- Систематизация. Условное объединение нескольких категорий в одну единую систему.
- Абстрагирование. Произвольное выделение каких-то определенных признаков предмета или явления при одновременном произвольном отвлечении от других признаков.
- Синтез. Обобщение и объединение отдельных частей предмета или явления в одно целое.
- Анализ. Обратный синтезу инструмент понятийного мышления. Расчленение общего на отдельные составные части, разделение предметов и явлений на признаки.
- Сравнение. Сопоставление между собой двух и более явлений, событий и предметов.
- Обобщение. Объединение нескольких различных понятий в рамках единой категории.
Принципы понятийного логического мышления всецело построены на нескольких взаимосвязях, среди которых можно отметить следующие:
- причина и следствие;
- цели и средства;
- тезис, обоснование и вывод.
Характеристики типов мышления
По содержанию
Рассматривая специфику взаимодействия чувственного и нечувственного восприятия, можно выделить такие способы выражения мышления, в основе которого может быть восприятие, наглядные представления или язык.
Наглядно-действенное мышление
В основе — восприятие. Содействует человеку в изменении структуры поля восприятия. Последний осуществляет такие изменения с помощью своих собственных ощущений (перцептивных действий) или собственной внешне направленной деятельности (к примеру, нажатие на неизвестную кнопку с целью получения информации).
Наглядно-образное мышление
В основе — наглядные представления. В процессе мышления происходит синтез или разделение разных представлений как поиск решения проблем и отыскание ответов на вопросы.
Словесно-логическое (абстрактное)
В основе — язык. Выражается в форме внешней или внутренней речи. Оно наиболее абстрактное и может оперировать понятиями, вовсе оторванными от восприятия и реальности в целом. Этот способ долго рассматривался как выражение самого существа мышления — мышления «про себя».
Пример
Словесно-логическое мышление имееет колоссальное значение для философских размышлений о смысле жизни, человеческом счастье, смерти и т.п.
По характерным особенностям задач
Теоретическое
Ориентируется на построение умозрительных конструкций и потенциальное решение задач.
Такое мышление направлено на:
- анализ;
- изучение;
- описание.
Такой тип характерен для:
- философских идей;
- математических теорем;
- общенаучных концепций и теорий.
Мышление имеет дело с абстрактными понятиями.
Определение
Эмпирическое мышление представляет собой путь перехода мысли человека от частного к общему, от конкретных предметов к общему абстрактному значению слова, обозначающему класс некоторых сходных предметов. Оперируя понятиями, оно не вникает в их содержание и природу.
Логика и логическое мышление
Логика это
Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.
Что такое логическое мышление и его виды
Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.
Словесно-логическое мышление
Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.
Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.
Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.
Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.
Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.
Классификация – объекты группируются по существенным признакам
Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.
Вербально-логическое мышление
Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.
Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.
Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.
Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.
Математическое мышление
Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.
Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия.
Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.
Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.
Ассоциативно-образное мышление
Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.
Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.
К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.
Определение понятийного мышления
В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л. С. Выготским, который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида:
- Способность видеть и понимать суть явлений.
- Умение строить причинно-следственные связи.
- Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.
Исследовано наличие понятийного мышления у детей. Согласно полученным данным, оно находится лишь в стадии развития и уступает так называемому допонятийному мышлению. В данном случае организация мыслительных процессов несколько иная, чем у взрослых, сформировавшихся личностей. Дети часто судят о конкретных предметах, сводя все при объяснении к знакомому и частному. Большая часть суждений выносится на основании сходства с чем-то ранее увиденным. Причиной тому служит главенствующая позиция памяти в детском допонятийном мышлении, которое, в свою очередь, преобладает примерно до пятилетнего возраста.
Вопрос – ответ
Вопрос
– Существует множество ситуаций, когда человек, ощущающий, что скоро умрет, не поддается печальным мыслям, старается смотреть на жизнь с оптимизмом и искренне верит в свое выздоровление. К сожалению, спустя месяц он уже уходит из жизни. Как после такого можно заявлять, что позитивное мышление способствует исцелению?
Ответ
– Причины болезней бывают разными. Иногда их стоит искать в далеком прошлом. Люди способны менять собственное восприятие мира в те моменты, когда больны, но исправить поведение в прошлом, осознать поступки и получить важные уроки у них получается не всегда. Может быть, то, что привело к болезни, было настолько сильным, что никакое позитивное мышление с этим не справится. Но в то же время без такого мышления больной мог умереть и раньше, Высшие Силы не дали бы ему лишний день или месяц.
Вопрос
– Способна ли болезнь вообще стать уроком? Неужели у больного человека хватает энергии для того, чтобы разобраться с причинами заболевания и их преодолением?
Ответ
– Естественно, болеющие люди ощущают себя невероятно истощенными, по этой причине всеми возможными путями стоит поддерживать свое тело. Оно должно иметь требуемую энергию, чтобы была возможность переживать страдания. В таком случае человек смог бы получить как силу, так и отдых, что позволит ему разобраться с причинами заболеваний на душевном уровне.
У него будет время на то, чтобы осмыслить свое прошлое, чему-то научиться и исправить ошибки. По-другому природа не сможет учить людей, ведь они не слышат ее голоса. Болезнь – это лишь намек от Высших Сил. Человек должен понять следующие вещи: он живет неправильно, выбирает ошибочные цели, неверно обращается со своим телом. Из этого следует, что заболевание может как уничтожить человека, так и быть для него величайшим благом, возвращая его к самому себе, к собственной душе, и уча его гармонии.
Образы и опыт
В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь
Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием. Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека
Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь
Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.
Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.
Немного о понятии
Это высочайший уровень человеческого сознания, способствующий ориентации в окружающей среде, накоплению опыта, формированию общего представления о предметах и реалиях. С его помощью личность может анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшее развитие событий, создавать модель закономерностей действительности.
Этой темой занимаются многие науки:
Логика акцентируется на правильном, или как его еще называют, истинном мышлении.
Психология в отличие от логических сфер берет также во внимание нарушенные формы, а также заинтересовано понятием, как основанием для получения результатов в определенной деятельности.
Философия рассматривает его в качестве сознания или психики и пытается связать с бытием.
Кибернетика настроена на создание искусственного интеллекта.
Нейрофизиология пытается понять суть механизма.
Размышлять можно по-разному. Например, математик настроен на решение трудных уравнений, а писатель выстраивает в уме сюжет будущей книги. Бывают моменты, когда мы и вовсе не мыслим. Когда чистим зубы или открываем дверь. Так как эти манипуляции проводились миллионы раз, память выдает нужный алгоритм. Поэтому процесс действует только тогда, когда встают новые задачи.
Когда абстрактное мышление не поможет
Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.
Социальная экономика
Антон Кушнер: как войти в 2021 год с крепким ментальным здоровьем
Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство , симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.
Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.
Формы
Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.
Понятие
При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.
С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.
Суждение
Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.
Умозаключение
Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.
Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.
Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы
Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.
Механизм мыслительного процесса
Определение 4
Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.
Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.
Решение проблемы имеет четыре стадии:
- подготовку;
- поиск решения;
- вдохновение;
- проверку найденного решения.
Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация.
- Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
- Поиск решения:
- поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
- поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
- решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
- поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
- углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
- аналогиях;
- эвристических приемах;
- эмпирическом методе.
В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).
Факторы, которые влияют на озарение:
- сильная увлеченность проблемой;
- вера в успех;
- опыт, большое количество информации о проблеме;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
- Доказательство найденной идеи с помощью логики.
- Реализация решения.
- Проверка найденного решения.
- Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).
Что это такое
Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.
Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.
Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.
Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.
Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души
В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:
- Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
- Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
- Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
- Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.
В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.
Умозаключение
Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.
Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.
Подвиды умозаключения:
- Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
- Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
- Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
- Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.
Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.