Чем метафора отличается от сравнения

Зачем и когда использовать метафоры

Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:

  • орел, не иначе (зоркий и сильный);
  • как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
  • что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
  • как тысячу богатырей (о сильном человеке);
  • что яблоневый цвет (настолько красивый).

В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:

  • как мышь амбарная (о трусливом человеке);
  • как лис (хитер);
  • как заяц, овца (трусливы или глупы).

Метафоры нередко встречаются в поговорках:

  1. «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
  2. «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
  3. «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.

Что такое метафора

Метафора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») – это использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Одно слово, как бы переносится на другое. По своей сути метафора передает образ и ощущения. Интересно, что само понятие метафоры было сформулировано еще в древности философом Аристотелем.

Метафора в литературе – один из самых сильных приемов для придания текстам выразительности. Благодаря метафоре при чтении складывается определенный яркий образ.  Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывают оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события.

Без метафор тексты и стихи так и остались бы простыми и бездушными, потому что рифму и прозу придумывать несложно, сложно придумать так, чтобы было интересно читателю. Метафора в стихах — явление частое и очень выразительное.

Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина

«В саду горит костер рябины красной…»

Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько огненно красный, что напоминает пламя огня

«И березы стоят,
Как большие свечки. » (С.Есенин)

Ф. Тютчев писал: «Неохотно и несмело, солнце смотрит на поля». Разве солнце может смотреть? Конечно, нет. Это метафора.

А вот метафоры от любимого всеми поэта А.С. Пушкина:

«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С. Пушкин)

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… « (А.С. Пушкин)

„Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна“  (А.С. Пушкин)

Еще больше красивых метафор гения можно найти и в коллекции собранных на сайте https://vkusnyasha.ru/.

Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?

Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.

Еще один пример метафоры  из повседневной жизни: «до глубины души».  Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.

А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.

  • «У страха глаза велики»
  • «Дальше в лес — больше дров»
  • «Нашла коса на камень»

Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:

  • «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива)
  • «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
  • «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» ( корова)
  • «Скатерть бела весь свет одела» (снег)
  • «Наша толстая Федора
    Наедается не скоро,
    Но зато, когда сыта,
    От Федоры – теплота» (печь)

Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.

Зачем метафора используется в поэзии?

В литературе использование метафор всегда подчинено определенному намерению. Ниже мы рассмотрим 10 функций метафоры в поэзии. Однако, похожим образом это средство художественной выразительности может использоваться и в других типах литературы.

  1. Проведение параллелей 

Смысл, заключенный в метафоре, рождает неочевидную связь между двумя объектами, порой различными по своей сути. Тем самым читателю дается возможность по-иному взглянуть на поднятую тему, увидеть сходство между двумя явлениями.

  1. Создание запоминающегося образа

Метафоры, встречающиеся в поэзии, иногда абсурдны и даже могут шокировать. Но это помогает читателю лучше запомнить тот образ, который хотел донести автор.

  1. Эстетизация содержания

Метафора просто-напросто – это прекрасный язык, развивающий навык чтения между строк. Она может сделать стихотворение красивым и изящным, или же забавным; может оживить его.

  1. Придание глубины смыслу

Данный стилистический прием придает силу поэтическому языку тем, что обращается к читательскому воображению, способствуя лучшему пониманию стихотворения. Метафора делает сложные вопросы более понятными, помогает связать их с чем-то привычным, уже знакомым.

  1. Обращение к чувствам

Метафоры апеллируют к чувствам читателя, особенно к зрительному восприятию. Поэтому метафоры делают поэтические образы более яркими, а также рождают новые образы, соединяя между собой разные понятия.

  1. Создание двусмысленности

Наличие метафоры в стихотворении создает двусмысленность. Поэт может скрыть истинный смысл своих слов за метафорой. Значения метафор могут быть поняты только определенной аудиторией с определенным бэкграундом. Поэтому значение конкретной метафоры у каждого поэта может быть своим собственным. Читатель же, разгадав задумку автора, получает от стихотворения больше удовольствия.

  1. Выработка критического мышления

Метафоры могут подтолкнуть читателя мыслить за пределами буквального смысла стихотворения. Следовательно, использование метафор в поэзии может способствовать появлению дискуссий и критики, а в споре, как известно, рождается истина.

  1. Погружение в идею

Метафоры используются для более детального погружения в какую-то идею, мысль. Через уподобление предмет сравнения притягивает больше внимания, усиливается его роль в стихотворении.

  1. Создание символов

Поскольку метафоры – это сравнения, один объект начинает символизировать другой или даже несколько. Таким образом, читатель становится соучастником процесса их разгадывания.

  1. Использование в роли эвфемизма

Поэт может использовать неочевидные понятия для обозначения переживаний или объектов, при этом не называя их явно, потому что они могут считаться оскорбительными или грубыми. Например, метафоры часто используются при описании эротических переживаний или политической критики.

Роль метафоры в стихотворении может быть различной. Главное в том, что ее «разгадка» призвана помочь читателю лучше понять художественный замысел автора.

Сделать закладку в соцсетях, оправить письмом или распечатать страницу:

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?

Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.

Что такое эпитет

Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.

Посмотрите внимательно на четверостишье  А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.

«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо, В полуденных лучах следы недавней стужи Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо И морщит на полях синеющие лужи…»

Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя.  К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.

А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.

Что такое сравнение

Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.

Глаза, как море синие…

Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.

  • В отличие от метафоры, в сравнении всегда  присутствуют два сравниваемых объекта или явления.
  • Также сравнение прямо указывает на сходство в чем-то разных предметов, а метафора — это более завуалированное, спрятанное сравнение.
  • Метафора основывается на переносном значении, сравнение же на прямом.
  • Сравнение можно узнать по характерным дополнительным словам «как», «словно», «точно», «как будто», а также «похожий», «напоминает», «подобно».

Желаю вам образных и красивых сочинений!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

  • эпи­тет
  • мето­ни­мия
  • синек­до­ха
  • алле­го­рия
  • лито­та
  • иро­ния
  • инвер­сия 

и т. п.

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо. 

Например:

  • заря жиз­ни;
  • воро­бьи­ная прыть;
  • камен­ное лицо

Сравнительные характеристики

Определение рассматриваемых понятий и их основные характеристики позволяют установить, чем отличаются метафоры от эпитетов. Выделяется несколько отличительных признаков:

  1. Характер и цель средства выразительности. Метафорическое выражение предполагает скрытое сравнение. Это непрямое выражение соотношения двух понятий, действий или явлений. Образное определение не может быть преобразовано в сравнение, оно придает тексту красочности, повышает его эффектность. То есть оба тропа делают речь ярче, но отличаются по способу выражения.
  2. Конкретика. Метафорическое средство выразительности носит ассоциативный характер, связь между сравниваемыми предметами не просматривается, ее может не быть совсем. Эпитет, напротив, описывает конкретный объект, даже если восприятие какого-либо явления открывается с неожиданной стороны.
  3. Части речи. Эпитет чаще всего выражается прилагательным, реже в форме наречия или существительного-приложения. Метафора имеет более широкий диапазон, охватывая все части речи.

Что такое метафора?

Метафоры — это слова или целые выражения в переносном значении, в которых собираются свойства далеких друг от друга предметов: оттенки, формы, предназначения, происхождение, характер.  Они делают речь живой, насыщенной, яркой, сочной. С помощью аналогии они помогают добиться эффекта глубины описания: ясные очи, золотые лучи, тяжелый взгляд, бархатная ночь. Без метафор мы были бы вынуждены беспрерывно выдумывать все новые слова и перегружать свою память тяжелым грузом. А наше общение было бы похоже на цитирование словаря или пересказ нормативных актов.

Термин происходит от греческого слова «metaphora» и переводится как «перенос». Основанная на ярких, неожиданных аналогиях метафора создает некое «ощущение подобия», которое вызывает в воображении ассоциации, создает образы. Благодаря этому человеческий мозг быстрее находит взаимосвязь между описанным предметом и своим личным опытом.

Большинство людей воспринимает метафоры как поэтическое или литературное средство украшения речи, которое мало используется для бытового общения. Это не совсем верно.  Метафоры используются везде: для объяснения материала на уроке, разрешения конфликта, ведения переговоров, публичных выступлениях.

Метафора помогает понять характер человека или его поступки: душа поет, душа болит, железные нервы

Она удерживает внимание на самых важных вещах: перекресток жизни, излить душу, вывернуться наизнанку. Она прекрасно работает в школьном образовании и общении с детьми: селезенка – это депо крови, снег похож на белое покрывало.

Она помогает отточить чувство юмора: во время сна кора мозга мирно дрыхнет, а на вахту заступает подкорка.

Метафора усиливает конкурентные преимущества человека по сравнению с собеседником. Человек, умеющий образно говорить, быстро адаптируется и производит впечатление в любой компании, добивается желаемого.

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Что же обозначает собой метафора?

Метафора (от древнегреческого слова μεταφορά «переносное значение»). В нашем литературном языке обозначает собой слово или целое выражение, которое было употреблено в переносном значении. В его основе лежит сравнение какого-либо предмета с другим, основанном на общем признаке. Как гласит история этот термин ввёл в обиход Аристотель.

Условно все метафоры разделены на 2 группы. Это «Олицетворяющие» и «Овеществляющие».

«Олицетворяющие«, по мнению языковедов, самые древние в нашем языке:

  • «зеркало озера»,
  • «золотые руки»,
  • «год улетел»,
  • «мороз сковал речку»,
  • «время стало»,
  • «тоска загрызла»,
  • «серебряные волосы».

Это называют олицетворением, которое выделено в отдельный вид выразительных способов.

«Овеществляющие«:

  • «глубокая печаль»,
  • «бойкий спор»,
  • « железный характер»,
  • «тонкие мысли»,
  • «горькая правда»,
  • «сладкие уста»,
  • «ручка дверей».

Их можно смело назвать эпитетами.

Предлагаем Вашему вниманию небольшой Видео-урок Елены Красновой:

Разные способы выражения чувств

Метафора в нашей обыденной речи делает её более эмоциональной и выразительной, а вот стихи сделать более живыми, яркими и красочными. Красивая метафора вызовет у читателя нужный отклик, породит много разных ассоциаций. Сама по себе она воздействует не только на разум,но и на чувства, наше подсознание. Не зря поэты уделяют подбору нужных метафор в своём тексте столь много времени.

Все поэты, в своём творчестве, очень редко ограничиваются одной фразой-метафорой. Их очень много. Они чётко формируют запоминающийся образ. К сожалению, бывают как оригинальные, так и банальные слова. Не избежали этой участи и метафоры. Такие клише , как: пустить корни, лес ног, носок ботинка и прочие вошли прочно в наш обиход. На в поэзии они не придадут стихам образности. Необходимо очень тщательно подходить к их выбору и не опуститься до полной банальщины.

Такие русские поэты как Есенин, Маяковский, Лермонтов очень часто использовали в своём творчестве выразительные метафоры. «Белеет парус одинокий» можно сказать, стало обозначением одиночества. Необходимо описывать, а не называть чувства. Читатели должны проникнуться нашим образом. В таком случае поэту удаётся воздействовать эстетически.

Она должна быть ярчайшей, отвлечённой от сущности, неожиданной. Иначе откуда взять образность в своём тексте? Тем не менее она должна иметь реалистичные корни. Не превратиться в красивый набор слов и букв, а вызывать красивые ассоциации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector