Как выбрать первый язык программирования

Введение

Я не эксперт. Когда я начал работу над этим проектом, я понятия не имел, что делаю, и всё еще не имею. Я никогда целенаправленно не изучал принципы создания языка — только прочитал некоторые материалы в Сети и даже в них не нашёл для себя почти ничего полезного.

Тем не менее, я написал абсолютно новый язык. И он работает. Наверное, я что-то делаю правильно.

В этой статье я постараюсь показать, каким образом Pinecone (и другие языки программирования) превращают исходный код в то, что многие считают магией

Также я уделю внимание ситуациям, в которых мне приходилось искать компромиссы, и поясню, почему я принял те решения, которые принял

Текст точно не претендует на звание полноценного руководства по созданию языка программирования, но для любознательных будет хорошей отправной точкой.

Универсальные языки программирования

Если необходимо просто освоить программирование без упора на специфику будущих разработок, востребованность на рынке и тренды – следует делать первые шаги в программировании, изучая языки общего профиля – те, которые помогут в любой ситуации. Подобные языки программирования сочетают в себе простоту изучения и функциональность, необходимую начинающему пользователю.

Python

Hypertext Preprocessor (PHP) C#

Подходит для создания программ и сайтов

Широкие возможности при небольшом количестве кода

Универсальный язык программирования с разными версиями для разработки десктопных и мобильных приложений, а также веб-программирования

Формирует у пользователя собственный стиль написания кода

Подходит для создания программ, приложений, динамических и статистических веб-страниц

Создан компанией Microsoft, сочетает в себе простоту и надёжность

Большая база модулей позволяет быстро освоить основные алгоритмы

Большая библиотека модулей

Подходит для создания огромного количества приложений для всех платформ

Отличная база для освоения более сложных языков программирования

Модули легко модифицируются под нужды конкретного пользователя

Возможно использование для баз данных

Минимальный набор служебных символов

Если говорить о том насколько актуальны и востребованы универсальные языки программирования, то наиболее классический, но постепенно ослабляющий свои позиции – Python, однако для него создано огромное количество самоучителей, что способствует быстрому изучению. А вот самый востребованный — C#, ведь он стал отличной базой для изучения более сложных языков программирования и при этом позволяет создавать даже сложные приложения, в том числе и игры.

Процедурное и непроцедурное программирование

Сначала нужно узнать общие виды языков программирования и их назначение.

Все они подразделяются на две категории:

  • процедурные;
  • непроцедурные.

Процедурная (алгоритмическая) программа — это система формальных предписаний, направленных на решение конкретных задач, которые выполняет ЭВМ. Непроцедурное программирование представляет собой прямо противоположную методологию (парадигму) разработки, когда компьютеру ставится определённая задача в более или менее общем виде, без написания формализованного алгоритма, который отдаётся на усмотрение машины.

Процедурные языки отличаются тем, на кого в первую очередь направлены: на машину или человека. Они подразделяются на две категории:

  • низкого уровня (или машинно-ориентированные);
  • высокого уровня.

Низкоуровневые языки ориентированы на конкретные компьютерные архитектуры и учитывают их особенности. Они являются следующим уровнем после машинного кода и следуют конкретным указаниям, исходящим от процессора. Работать с ними тяжело, но созданные с их помощью программы (обычно это системные программы и драйверы) занимают меньше места в памяти и работают быстрее.

Высокоуровневые языки более понятны для человека. Соответственно, программировать на них гораздо проще и удобнее. В них не учитываются особенности конкретных типов процессоров, поэтому такие программы легко переносятся с одной платформы на другую.

Непроцедурные языки включают две основные языковые группы:

  • объектно-ориентированные;
  • декларативные.

Объектно-ориентированные состоят из ряда независимых объектов, которые функционируют как отдельные компьютеры. С помощью этих блоков можно решать задачи, не вникая во «внутреннюю кухню» их работы.

Работа с декларативным языком подразумевает установление взаимосвязей между исходными информационными структурами и свойствами конечного результата. При этом в нём не существует понятия «команда», а программист не создаёт алгоритмы.

Декларативные языки подразделяются на два семейства:

  • логические;
  • функциональные.

Логическое программирование описывает проблемы в виде фактов и формул, а система решает их посредством механизмов логического вывода. Функциональное, в свою очередь, формулирует задачу как совокупность определённых функций.

Как выбрать, в чем лучше развиваться

Подведем итог:

  1. Начните с выбора направления, в котором вам хочется развиваться. Это серверная, веб-разработка, мобильная или десктопная?
  2. Оцените свои силы и навыки: хотите ли взяться для начала за что-то попроще, или сразу готовы попробовать изучить сложный язык?
  3. Определившись с языком, познакомьтесь с фреймворками и базами данных. Но не пытайтесь охватить сразу огромный массив информации — учитесь кодить на «чистом» языке, без библиотек и готовых решений. Когда разберетесь с принципами, освоить дополнительные инструменты будет проще.

Изучите карту языков программирования для новичков и выбирайте

Если вас тошнит от любой технологии и не можете себя заставить написать код или разобраться с задачкой — остановитесь и займитесь чем-то еще. Если же у вас горят глаза и вы не можете уснуть, потому что хотите написать программу, — продолжайте. Попробуйте все языки, остановитесь на том, который интереснее. Если получится понять один, разобраться в синтаксисе другого уже не проблема. Главное — продолжайте учиться, больше пишите кода, систематизируйте знания на курсах. Вы сможете.

Курс «Профессия Веб-разработчик»

Практический годовой курс для тех, кто хочет стать профессиональным веб-разработчиком, запустить свой интернет-проект или веб-сервис и получить первые заказы на разработку.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Java

Консервативный и надежный язык, который подходит для разработки под любые платформы. Пожалуйста, не путайте его с JavaScript — это абсолютно разные технологии, и между ними нет ничего общего.

На Java разрабатывают десктопные программы, приложения под Android, серверные конструкции и масштабные промышленные и банковские системы. Достаточно сложный в освоении язык.

Новички могут рассчитывать на 35–60 тысяч рублей. Специалисты среднего уровня — на 50–100 тысяч. Высокий уровень — на доход 135–270 тысяч рублей.

Синтаксис простой и понятный. Методология языка — классическое объектно-ориентированное программирование. Работает на всех операционных системах. На Java можно написать ПО любой сложности — от небольшой утилиты до комплекса с миллионами строк. Кстати, если хотите писать для Android — приложения на нем делают только на Java.

Особенности:

  • Разработка на Java подразумевает высокий уровень абстракции. С одной стороны, такое ПО легче поддерживать и развивать. С другой — типовые и простые вещи требуют бОльших усилий. Сравните: на PHP для чтения файла по ссылке нужна одна строчка кода. На Java придется написать пять-десять строк.
  • Строгость языка. Это надежно, отсутствуют неявные конструкции, нет упрощений. С другой стороны, код очень громоздкий. Представьте, что вы продаете машину. Если говорить просто, то выйдет что-то вроде: «Вот машина. Вася продал ее Пете. Петя отдал деньги Васе». На Java все то же самое придется написать в форме договора купли-продажи — когда отдают деньги, где что в машине, какие номера двигателя, корпуса. Плюс еще масса данных. Так, чтобы не было многозначности.
  • Высокий порог вхождения: синтаксис прост, примеров много, но общие принципы понять сложно. Придется очень много учиться и практиковаться. Но и возможности в итоге получите практически безграничные.

Стек:

  • IDE: Eclipse, Netbeans, IntelliJIDEA, AndroidStudio;
  • среда выполнения: JVM (Java Virtual Machine);
  • фреймворк: Spring, Swing, Hibernate, OrmLite (для Android);
  • инструменты для Android: SDK Manager, Android Emulator (эмуляторы ОС разных версий);
  • базы данных: Oracle, MySQL и любые другие;
  • менеджер зависимостей: Grandle, Ant, Maven.

Может показаться, что для сложного языка нужен особый талант. На самом деле ключевое — ваше желание, интерес и усердие. Никто не ценит способности в вакууме

Важно, насколько далеко вы продвинулись в обучении за последний месяц или год. Если есть интерес и желание, всё получится

Пример кода на Java — создаем окно с кнопкой

Курс «Профессия Java-разработчик»

Практический 4-х месячный курс для тех, кто хочет научиться основам программирования с индивидуальным наставником, написать код для реальных проектов и получить первые заказы.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Разработка игр

Основным инструментом game development сегодня является движок Unity. Для работы с Unity программисту понадобится знание языка C# — одного из популярных ответвлений языка C, предназначенного для широкого круга работ. Среди них разработка игр стоит далеко не на первом месте. Это позволяет в дальнейшем легко переквалифицироваться для решения более серьезных задач. Альтернативой может стать освоение JavaScript, упомянутого выше.

Unity — графическая среда разработки, визуальный язык программирования. Именно подобные средства со временем придут на смену кодингу в большинстве прикладных областей. Unity был создан в 2005 году и прошел с того момента множество итераций-обновлений. Сегодня среда разработки позволяет создавать 2D- и 3D-игры и разрабатывать приложения.

Освоение C#, который используется для создания сценариев потребует восьми–десяти недель. А чтобы разобраться с Unity, будущему разработчику игр понадобится еще около месяца.

Как видите, программирование — это не какое-то сакральное знание, а набор вполне прикладных навыков и знаний. Для того, чтобы начать им заниматься, достаточно выбрать интересную для вас область, определиться с тем, с какого языка хотелось бы начать, и решить, что вы хотели бы программировать в перспективе. Одни языки узко специализированы, что дает им преимущество в скорости освоения, другие — открывают путь в смежные области программирования и к новым, порою неожиданным задачам и возможностям. Выбор за вами, главное — начать.

Курс «Профессия Веб-разработчик»

Практический годовой курс для тех, кто хочет стать профессиональным веб-разработчиком, запустить свой интернет-проект или веб-сервис и получить первые заказы на разработку.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Языки программирования для работы с веб-ресурсами

Разработка и наполнение сайтов требует знаний специфики работы с динамическими страницами и гиперссылками. Как правило, программисты, которые специализируются на веб-разработке, не выходят за рамки своей специализации, ведь переключиться с создания веб-страниц на написание, например, приложений или работу с базами данных крайне сложно.

JavaScript

HTML

Позволяет создавать и наполнять динамические веб-страницы Самый востребованный в рамках разработки веб-страниц
Большая библиотека модулей Позволяет создать интересный многоуровневый сайт

Большое количество обучающих материалов, огромное сообщество пользователей

Минимальное количество алгоритмов позволяет быстро освоить язык

Низкая нагрузка на сервер при высокой скорости работы приложения

Простой синтаксис

Обратите внимание! Такие языки программирования как JavaScript и Java – не одно и то же: второй считается одним из наиболее сложных языков программирования, а его изучение с нуля практически невозможно, особенно без помощи профессионала

C# (Разработка игр на Unity, настольные приложения)

C# — это объектно-ориентированный язык программирования, разработанный примерно в 2000 годах группой инженеров компании Microsoft. Он определенно прошел долгий путь от создания приложений для Windows до создания игр и разработки VR. Научившись программировать на C#, можно использовать мощный игровой движок Unity для разработки игр.

Синтаксис C# во многом схож с синтаксисом языка Java, оба которые используют в качестве синтаксической основы язык программирования Cи, поэтому знание одного поможет быстро освоить и другой.

 Если раньше C# больше ассоциировался с разработкой настольных приложений на Windows, то сегодня язык в основном изучают для разработки игр на движке Unity. И это у него хорошо получается.

Сегодня Unity стал одним из популярных, если не самым популярным игровым движком, для кроссплатформенной разработки, включая операционные системы Windows, MacOS, Linux, Android и iOS.

Сегодня почти все инди-разработчики используют именно её, для создания собственных игр.

Язык C# также активно используется и в разработки веб-приложений. Вакансий на сайте по данному языку более 4 000, большинство которых нацелены на бекенд разработку используя технологию .NET Framework.

Сам язык всегда бывает в топ 5 позициях рейтинга Tiobe и думаю будет также востребован в ближайшем будущем.

Brainfuck — самый известный и минималистичный

Создатель Brainfuck Урбан Мюллер был одним из тех, кого вдохновил False. «Вызов принят!» — подумал Урбан и решил сделать свой язык — более запутанный и с совсем крошечным компилятором. Удивительно, но у него получилось: некоторые компиляторы для Brainfuck весят менее 200 байт.

Brainfuck переводится на русский как «мозготр*х». В нём всего восемь команд, каждая из которых обозначается одним символом — плюсом, минусом, точкой и так далее. Исходный код программы на Brainfuck состоит из последовательности этих восьми символов без разделителей и отступов.

Кодить на Brainfuck настолько сложно, что его называют языком для мазохистов. Например, в нём нет условных операторов, операций умножения и деления в привычном для нас виде.

Вот так выглядит Hello World на Brainfuck — программа состоит из 389 команд!

А как же C?

Язык C и его млад­шие бра­тья — это отлич­ный вари­ант для тех, кто пишет слож­ный софт под кон­крет­ное желе­зо, гонит­ся за быст­ро­дей­стви­ем и управ­ля­ет бес­пи­лот­ни­ка­ми силой мыс­ли. Но точ­но не для начинающих. 

Если Python — это авто­мо­биль с авто­ма­ти­че­ской короб­кой пере­дач, то C — это желез­ная руда, из кото­рой вы смо­же­те сде­лать что угод­но: хоть раке­ту, хоть мото­цикл, хоть автомобиль.

Теперь вы тоже хотите стать разработчиком? Поддерживаем! Жми­те на кноп­ку, там билет в профессию  Кнопка 

Текст:

Миха­ил Полянин

Редак­ту­ра:

Мак­сим Ильяхов

Худож­ник:

Даня Бер­ков­ский

Кор­рек­тор:

Ири­на Михеева

Вёрст­ка:

Мария Дро­но­ва

Соц­се­ти:

Олег Веш­кур­цев

R

R обычно используют в связке с Python. Он подходит для статической обработки данных и работы с графиками. Под R есть несколько пакетов для машинного обучения — например, benchm-ml, CARET, KernLab.

Однако R может и осложнить решение простых задач. В нём существует множество полезных функций — согласно CRAN, для R создано больше 11 тысяч пакетов, а это сотни тысяч функций. Привычной системы меню, как в Excel, нет. Новичку легко запутаться в таком количестве команд. Например, где взять функцию для проведения какого-нибудь статистического анализа? Придётся пролистать немало документации.

Kotlin

Логотип Kotlin

Аналогично языку Swift — который служит разработке под iOS. Kotlin выступает в качестве разработки приложений под Android. Огромным плюсом Kotlin является его полная совместимость с Java. Если популярность Java постепенно падает, то популярность Kotlin стремительно растет вверх.

Платформа Разработка под Android
Обучение Относительно легко
Популярность Популярен. №11 в списке PYPL.
Средняя зарплата (мес) 2300$
Преимущества Совместимость с Java. Растущая популярность. Большая часть населения земли использует системы под управлением Android.
Недостатки Отсутствуют.

На этом наш список подходи к концу, мы попытались затронуть самые популярные языки программирования в 2021 году и собрать по ним некую информацию. Будем подходить к завершающей части нашей статьи и всё-таки попытаемся ответить на вопрос, какой же язык программирования лучше в 2021 году?

Java

Синтаксис Java похож на синтаксис С/C++. Но это высокоуровневый язык программирования, который не требует ручного управления памятью. У тех, кто занимается разработкой для ML на Java, есть отличные библиотеки: Weka, MOA, MALLET.

Примеры ML-проектов на Java: Seldon Server ― движок для создания рекомендательных систем, который позволяет развернуть нейронную сеть для рекомендаций, даже если вы новичок; GROBID ― программа для парсинга и извлечения информации даже из неструктурированных документов.

Если вы уже знакомы с Java, то сможете зайти с ним в машинное обучение. Но если вы его не знаете и собираетесь идти в ИИ, лучше изучите другой язык. Да, на GitHub есть много Java-проектов в сфере машинного обучения. Но инфраструктура в сфере ML для того же Python гораздо богаче, выучить его с нуля до хорошего уровня проще.

Получайте удовольствие

Напоследок пример из личной практики. Прошлой осенью я за пару дней с нуля изучил Python. Конечно, поверхностно. Только ради того, чтобы поучаствовать в хакатоне по искусственному интеллекту, где машинки на поле таранили друг друга.

В итоге занял лишь 51-ое место и не получил даже футболки. Однако наспех полученных навыков хватило, чтобы заслать стратегию и посоревноваться. Кстати, всего там было 200 игроков, так что моё выступление не было полным провалом.

Выводы я сделал: Python мне не по душе, а не оказаться в числе замыкающих мне помог опыт в программировании на других языках. Это было, как минимум, весело!

Так что не стоит зацикливаться на одном языке. Попробуйте другие и поймёте, какой «в руку ляжет».

Поверьте: писать на том, что нравится, гораздо приятнее, да и получается лучше. За этим подтянется и финансовое благополучие. Если, возвращаясь домой из офиса, вы пишете программы «для себя», значит, профессию выбрали правильно.

Какой язык программирования лучше в 2021?

Такой какой же язык всё-таки выбрать? Если вы новичок, вам может помочь статья Программирование с нуля. С чего начать?. Помните, что всё зависит от ваших желаний и предпочтений. Задавайте себе такие вопросы как: «Какова моя цель в программировании?» «Я хочу создавать сайты или приложения? А для каких платформ я хочу создавать приложения, для iOS или Android?». Думайте в таком ключе и вы обязательно найдете что-то свое. Главное — не бойтесь пробовать! Не получилось здесь, получится там. Не получится там, получится еще где-то.

Если вам нужные конкретные названия языков, я бы назвал такой топ-3 языка программирования на 2021 год:

  1. Python — Язык будущего! Захватил и продолжает захватывать аудиторию IT-сообщества.
  2. JavaScript — классика веб-разработки, лучше ничего еще не придумали.
  3. Swift / Kotlin — мобильный рынок очень силен. Доля мобильного трафика в интернете превысила 50%.

Piet — самый красочный

Вот где термин «визуальное программирование» раскрывается по полной: в Piet вместо текста используются разноцветные изображения, похожие на творения абстракционистов. Собственно, даже название языка — отсылка к имени нидерландского художника Пита Мондриана.

Вот одно из его творений (его нельзя компилировать — это просто картина):

Пит Мондриан. «Композиция с красным, жёлтым и синим» (1921)

В Piet есть 20 цветовых блоков различных оттенков и яркости. Вот они:

Листинг программ — последовательность таких разноцветных блоков. Так выглядит Hello World:

Вот ещё один — более изящный — вариант этой программы:

А такой разноцветный родственник QR-кодов выводит первые 100 чисел Фибоначчи:

Среди ценителей Piet особым шиком считается «написать» максимально симметричный и миниатюрный «код».

Где изучить Piet: https://www.dangermouse.net/esoteric/piet.html.

Нужно ли начинать с простого языка

Если вы, как и я, выбрали геймдев, то перед вами встаёт дилемма: какой из языков выбрать. Оба достаточно крутые, на них написано большое количество известных игр. Допустим, вам всё же больше понравился C++.

Но тут возникает проблема: среди популярных сегодня языков C++ — один из самых сложных. Что делать?

Есть мнение, что если ваш первый язык будет слишком простым, то вы не сможете стать хорошим программистом.

Всё из-за того, что простые языки не требуют от вас знаний, как устроен компьютер, как данные хранятся в памяти, как процессор выполняет операцию деления и так далее.

Тот же Джоэл Спольски писал, что начинать погружение в программирование нужно с C (ещё сложнее, чем C++), потому что так вы освоите главные принципы и сможете писать более эффективные программы. Даже если они будут не на C.

С другой стороны, очень просто потерять мотивацию, когда изучаешь язык и подолгу останавливаешься на каждом термине. Несколько дней на изучение переменных, потом ещё недельку на массивы, месяц — на функции и так далее. За это же время другие успеют выучить Python на достаточном уровне, чтобы создавать простые блоги.

Си — это универсальный язык

Язык Си создавался практиками. Их не очень интересовало, как красиво и правильно выстроить модель языка. Их интересовал только результат. Поэтому на языке Си можно написать все, что угодно. Как следствие, в языке Си много исключений и нестыковок. Именно поэтому университетский профессор Никлаус Вирт решил разработать язык Паскаль, в котором нет никаких исключений и все очень логично.

Паскаль — этот отличный язык. Но только в теории. А на практике программисту приходится сталкиваться с такими задачами, что предусмотреть все нельзя. Поэтому в язык Си добавлялись все новые и новые возможности. Сейчас на языке Си можно закодить все: от программ для встроенных систем до софта для суперкомпьютеров.

Таким, образом, если вы знаете язык Си, то ваши возможности как программиста ничем не ограничены. Практически для всех платформ существуют компиляторы языка Си. Садись и работай.

Как оценивают популярность языка программирования?

Почти всем известен индекс TIOBE, компании по разработке софта

Этот рейтинг основан на проценте запросов в поисковиках конкретного языка от запросов по всем языкам и ежемесячно составляется на основе данных из Google, Baidu, Wikipedia, Amazon и Ebay (внимание: Яндекс тут не учитывается). Он не показывает, какой язык лучше, а скорее помогает программистам проверить, насколько актуальные языки они используют

Индекс TIOBE — не единственный в своем роде. Вот еще несколько рейтингов, на которые можно опираться:

PYPL (Popularity of Programming Language index) — рейтинг GitHub оценивает по Google Trends, к каким языкам чаще всего ищут уроки;

Stack Overflow — сервис вопросов и ответов по теме программирования проводит масштабные исследования рынка и опросы разработчиков.

IEEE — Институт инженеров электротехники и электроники ежегодно публикует на своем сайте рейтинг языков программирования, основанный на 11 параметрах и восьми источниках, включающих соцсети и GitHub.

Результаты опроса 65 тыс. разработчиков на Stack Overflow в 2020 году. Ответ на вопрос: «Каким языком вы чаще всего пользуетесь?»

Подробнее о популярности языков и причинах их роста мы писали на Habr.

Если вы планируете изучать язык, чтобы потом найти работу с его применением, мы советуем оценивать его популярность по количеству вакансий в вашем городе. Заходите на hh.ru, набираете в поиске Python или С++, и видите количество вакансий с упоминанием языка.

Вот результаты поиска по ключевым словам «Python» и «C++» среди вакансий в Москве на hh.ru

Первые шаги

«А с чего вообще начинать?» — вопрос, который другие разработчики часто задают, узнав, что я пишу свой язык. В этой части постараюсь подробно на него ответить.

Компилируемый или интерпретируемый?

Компилятор анализирует программу целиком, превращает её в машинный код и сохраняет для последующего выполнения. Интерпретатор же разбирает и выполняет программу построчно в режиме реального времени.

Технически любой язык можно как компилировать, так и интерпретировать. Но для каждого языка один из методов подходит больше, чем другой, и выбор парадигмы на ранних этапах определяет дальнейшее проектирование. В общем смысле интерпретация отличается гибкостью, а компиляция обеспечивает высокую производительность, но это лишь верхушка крайне сложной темы.

Я хотел создать простой и при этом производительный язык, каких немного, поэтому с самого начала решил сделать Pinecone компилируемым. Тем не менее, интерпретатор у Pinecone тоже есть — первое время запуск был возможен только с его помощью, позже объясню, почему.

Выбор языка

Своеобразный мета-шаг: язык программирования сам является программой, которую надо написать на каком-то языке. Я выбрал C++ из-за производительности, большого набора функциональных возможностей, и просто потому что он мне нравится.

Но в целом совет можно дать такой:

  • интерпретируемый ЯП крайне рекомендуется писать на компилируемом ЯП (C, C++, Swift). Иначе потери производительности будут расти как снежный ком, пока мета-интерпретатор интерпретирует ваш интерпретатор;
  • компилируемый ЯП можно писать на интерпретируемом ЯП (Python, JS). Возрастёт время компиляции, но не время выполнения программы.

Проектирование архитектуры

У структуры языка программирования есть несколько ступеней от исходного кода до исполняемого файла, на каждой из которых определенным образом происходит форматирование данных, а также функции для перехода между этими ступенями. Поговорим об этом подробнее.

Нет, и, или – Not, and, or

Not – нет. В программировании означает логическое отрицание «нет». В программах за счет not происходит превращение логического «нолика» в логическую «единичку» или наоборот «1» превращается в «0». И всего-то для этого нужно указать not.

And – логическое «и». В английском языке «and» как раз означает «и». Устроено логическое «и» следующим образом. Это своего рода операция умножения в мире логических нулей и единиц. Если умножить друг на друга «0» на «0» или «1» на «0» или «0» на «1», то результат такого логического «и» (and) будет «0». И только умножение «1» на «1» даст нам в ответе «1». Поэтому результат в виде «единички» будет только тогда, когда оба операнда равны логической «единичке». То есть когда 1 «и» 1. Отсюда «and» («и»).

Or – с английского переводится «или». В программировании логическое «или». Это операция сложения в мире логических нулей и единиц. Если сложить «0» и «0», то результат будет нулевой. Любые другие сложения (1+0, 0+1, 1+1) дает в результате логическую единицу. Пытливый читатель спросит, а как же 1+1? Это же 2, а не 1. Двойка получается в мире людей, а в мире однобайтной логики, ответ будет «1», так как в одном байте не бывает ничего, что было бы больше «1». Отсюда и «или», как своеобразная формальная логика: если хотя бы один из операндов есть «1», то результат будет «1». То есть, «или» первый, «или» второй операнд есть «единица», тогда результат тоже будет «единица». Вот такой оператор «or», то есть «или».

Советы для начинающих

Все языки программирования не перечислить, здесь были приведены только самые популярные из них. У каждого есть свои плюсы и минусы, потому что они ориентированы на разные сферы. Какой-то язык подходит для написания Flash-анимации, но не годится для работы с браузерами, какой-то — в точности до наоборот.

Так что нужно крепко подумать перед тем, как браться за изучение определённого языка.

Обычно программисты либо начинают с языков попроще, а потом постепенно выбирают самый подходящий под свои задачи и специализируются в этой области, либо же становятся многоязычными и продолжают потихоньку пользоваться каждым из них.

Эксперты рекомендуют новичкам начинать обучение с Visual Basic, потом переходить на С++, а уже после этого выбирать язык, который покажется самым интересным, удобным и полезным.

Что такое язык программирования

Компьютер — это бесполезный кусок железа, который ни с чем не может справиться самостоятельно. И чтобы получить какой-то результат, нужно написать для него программу — подробный набор инструкций.

Компьютер понимает только машинный код — специальный язык, который очень сложно изучить. Вот как выглядит вывод на экран надписи «Hello, World!» на машинном коде (в шестнадцатеричном представлении):

Чтобы упростить разработку, были созданы языки программирования — с их помощью пишут инструкции для компьютера, которые понятны и человеку. Одним из первых был язык ассемблера. Вот как на нём выглядит вывод надписи «Hello, World!»:

Всё равно достаточно сложно, да? В результате человечество создало более понятные языки программирования, на которых гораздо быстрее писать программы. А чтобы они потом запускались, код переводится в машинный или какой-нибудь промежуточный язык — этот процесс называется компиляцией.

Как применять язык JavaScript на примерах

Базовых знаний JavaScript и принципов работы DOM достаточно для создания хоть и примитивных, но всё же рабочих приложений: органайзер для ведения списка дел, калькулятор, конвертер температур. Два месяца активного изучения основ JavaScript было достаточно, чтобы разобраться с простейшим приложением для списка гостей — RSVP app.

Пример кода для приложения RSVP

Другой пример — конвертер температур, написанный на ванильном JavaScript (без использования библиотеки jQuery и фреймовиков).

В приложении 3 документа: index.html, style.css и app.js

Содержание app.js — всего44 строки кода

Естественные и искусственные языки

Люди на Земле говорят на разных языках. Разные народы не понимают друг друга без переводчиков. Так сложилось. Как объединить людей? Научить всех людей, нуждающихся в общении, использовать один единственный язык, как вариант.

Разве подобное возможно? Можно ли всех научить единому языку? Нет, конечно, задача нереальная. Но, тем не менее, попытки делались. Например, пробовали создать искусственный язык Эсперанто. Не получилось. А почему? Потому что язык искусственный.

Вот уж странно: если язык естественный, например, какого-нибудь далекого и забытого племени «тумба-юмба», то обучить этому языку можно, по идее, кого угодно. И говорить на нем станут. А искусственный язык Эсперанто, на создание которого было потрачено много сил и времени серьезных специалистов, почему-то не прижился.

Оказывается, что искусственные языки действительно не приживаются в ходе общения людей между собой. Даже среди самых замотивированных представителей человечества – не приживаются!

В чем же тогда принципиальное отличие естественных языков от искусственных языков? Оно почти единственное, но чрезвычайно важное: у естественных языков есть так называемые «носители языка» – люди, которые с рождения говорят на данном языке. И пока жив хотя бы один носитель языка, язык остается естественным, которым могут пользоваться и другие жители планеты

У искусственных языков есть все, что присуще языкам: алфавит, синтаксис, семантика, грамматика. Но отсутствует главное: на земле нет ни одного человека, родившегося и впоследствии заговорившего на этом языке. Казалось бы, вот вам, человечество, искусственный язык Эсперанто, и говорите друг с другом сколько угодно без переводчиков. Ан, нет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector