Как написать цель для проекта

Как правильно сформулировать цель

Правильная формулировка целей — это употребление глагола действия, к примеру: написать, сдать, позвонить, сделать, закупить, рассчитать и т. д. 

Во время обучения какой-либо науке школьники и студенты пишут в графе «Цель» что-то, начинающееся с этих глаголов. 

Существуют даже стандартные речевые клише, которые помогают подобрать нужный оборот речи.

Рассмотрим, как это разворачивается на уровне отдельного человека, ведь компания – это один большой организм со своими структурами и подразделениями, но ее единица – сотрудник, человек.

Прежде всего формируется желание, которое человек стремится удовлетворить. После чего личность определяется, хочет ли она преобразовать это желание в цель. Т. е. не начинает вздыхать о ней, витая в облаках, а приступает к непосредственным действиям.

Далее запускается процесс планирования, когда обдумываются определенные этапы, которые по сути есть задачи. В дальнейшем человек придерживается намеченных планов, постепенно приближаясь к своей цели, которая изначально была просто мечтой.

Проблемы и цели как двигатели развития

Задача построения дерева целей в практической реализации является одной из самых сложных в управлении. Дерево целей – это акт творчества, к которому можно подойти только системно и с огромным желанием преодолеть все сопутствующие трудности, в том числе и психологического характера. Настоящую тему мы рассмотрим с двух сторон: с позиции здравого смысла и с точки зрения высокой теории. Начнем с обыденного восприятия.

Представьте себе любую уникальную задачу, которую вам нужно решить в кратчайшие сроки. Например, улучшение жилищных условий. Рассмотрим данный пример как прообраз проекта. Если взять лист бумаги и в заголовках столбиков написать: «мечта», «цель», «задача» и «проблема», то обязательно выстроится ассоциативный ряд, возникнут определенные образы. Попробуйте это выполнить реально.

Если вы это сделали, то мы уже на полпути к дереву целей проекта. Открою вам тайну. Именно так, по моему опыту, рождаются любые деловые проекты развития. Сначала у инициатора в голове возникает образ мечты, потом он конкретизируется в цели и задачи, в сознании «проскальзывают» проблемы, которые могут стать навязчивыми или быть отброшенными в сторону как сомнения. Если ассоциативные образы переложить на бумагу, то получится схема, которая представлена ниже.

Модель универсальных средств управления

Используя наш пример и размышляя над ассоциациями, можно обнаружить очевидные тренды понятийной динамики. От мечты к проблеме позитив, утрачиваясь, переходит от «радужной» к черно-белой картинке. Проблема максимально конкретна, она «здесь и сейчас», задачи и цели постепенно утрачивают конкретность, уходя в будущее, мечта же далека и расплывчата. Таким образом, наблюдаются три разнонаправленных вектора.

  1. Угасание негатива и рост позитива.
  2. Рост конкретики.
  3. Движение в будущее.

Как же это связано с проектами и деревом целей? На мой взгляд, связь существенная. Но, действуя по порядку, дадим для начала определения рассматриваемым понятиям. Мечта мною понимается как метафорическая предтеча прообразов видения и миссии в бизнесе. Миссии я не могу дать достойного определения, зато хорошо воспринимаю через метафору мечты. Цель – это то, ради чего затевается дело (проект), некий объект намерения, который человек или компания стремится достичь. Метафорой цели является мишень для стрельбы, а официальное определение понятия в проектном управлении приведено далее.

Под задачей я предлагаю понимать средство управления, которое соответствует соблюдению пяти параметров (количественно оформленный результат, срок, постановщик, ответственный ресурс, документированная форма). Сущность данного понятия раскрыта в статье на тему определения целей и задач проекта. Проблема – неопределенность или противоречие, возникающее в управлении, ее устранение невозможно в рамках действующей управленческой концепции.

Соотношение проблем и целей в построении иерархий

Как это ни парадоксально, представленная выше понятийная динамика универсальна как для обыденного сознания, так и в случае с крупным бизнесом. Причина в том, что лица, принимающие решения, – люди, и ничто человеческое им не чуждо. Осмысливая дерево целей проекта, я не могу не затронуть вопрос проблематики бизнеса, потому что проблема и цель в социальной жизни, как и в бизнесе, связаны тесно. В этом отношении заслуживают внимания труды И.В. Бестужева-Лады и его коллег.

Научные работы данного автора посвящены социальному моделированию и прогнозированию. Однако достаточно просто провести параллели между социальными проблемами, целями и теми же объектами в бизнес-среде. К слову сказать, и проблемы, и цели, и задачи я считаю средствами управления бизнесом в целом и проектами в частности. Вернемся к социальной прогностике. У И.В. Бестужева-Лады есть очень занятная модель, называемая проблемно-целевым ромбом, его схема приведена ниже.

Приведенное в конце предыдущего раздела определение проблемы, в первую очередь, относится к формированию стратегических целей. Речь идет о некой корневой проблеме бизнеса, требующей для разрешения противоречия буквально смены концепции управления или стратегических преобразований. Поэтому стратегическая цель всегда связана с ключевым затруднением, и далее она декомпозируется вниз на подцели, которым следуют декомпозированные проблемы. Впрочем, в теории управленческих решений считается, что на низовых управленческих уровнях проблем уже нет, а есть только задачи. С этим частично можно согласиться.

Вместе с тем, малые проблемы порождают большие, а значит, ключевая проблема также может быть декомпозирована, или, как утверждает И.В. Бестужев-Лада, дезагрегирована. Весьма ценное замечание, что линия соприкосновения между целями и проблемами находится на низовом уровне – там, где конкретика максимальна. По утверждению ученого, построение дерева целей идет сверху, а назревание корневой проблемы начинается с широкого базиса небольших затруднений. Моя же позиция состоит в том, что раскол всегда происходит на высших уровнях принятия решений, который потом постепенно спускается вниз, становясь в низовых проблемах все очевиднее.

Но в целом, идея проблемно-целевого ромба конструктивна и, несомненно, заслуживает развития. Она столь хороша, что захотелось поддержать замысел ученого, ведь действительно, проблемы, задачи и цели – это категории одной управленческой природы, средства управления, как уже было замечено. Данные объекты относятся к разным плоскостным срезам, которые все три можно представить в форме развертки и как объемную трехгранную пирамиду с «облачной» миссией у вершины.

Плоскостная развертка деревьев целей, задач и проблем

Пирамида задач, целей и проблем

Как правильно сформулировать цели и задачи: примеры

Когда вы определились со своим “хочу” и правильно поставили цель, сядьте, возьмите листик бумаги и подумайте: а что вы можете сделать, чтобы ее достичь. Вот тут и пойдет речь о задачах. Написанные шаги могут быть материальными (купить что-то), абстрактными (какие знания вам понадобятся), вы можете использовать свои связи, личностные качества и т. д.

Способ записи личных целей

Записывайте все, что нужно и что уже имеете. Это поможет сформулировать четкие, правильные действия, не распыляться на мелочи и ненужности. Рассмотрим на примерах.

Цель: вы захотели сделать ремонт на кухне.

Что вам для этого нужно (задачи):

  1. Ободрать старые обои, вывезти старую мебель.
  2. Купить новые стройматериалы.
  3. Нанять строительную бригаду.
  4. Контролировать процесс ремонта.
  5. Закупить и установить новую мебель.

Каждое действие на пути к результату может разделяться на подпункты. Например, “купить новые стройматериалы”:

  1. Съездить в магазин, прицениться.
  2. Заработать “энную” сумму денег на ламинат, плитку, натяжной потолок.
  3. В субботу съездить за ламинатом.
  4. Во вторник купить плитку.
  5. Заказать на пятницу монтаж натяжного потолка.

Задачи могут изменяться, варьироваться, но не противопоставляться! Следите, чтобы не было конфликта между ними. Например, первые две в этом списке могут конфликтовать, если вы укажете один и тот же день. Или вторая и третья могут не стыковаться, если вы еще не заработали денег, но в субботу уже кровь из носу нужно покупать ламинат.

Все промежуточные действия должны вести к одному итогу, но могут очень отличаться друг от друга. После выполнения каждого действия отмечайте это у себя в блокнотике. Так вы будете видеть, что не стоите на месте, и вас это будет стимулировать к дальнейшим свершениям.

Обратите внимание на конкретность. Если вы напишете “купить что-то на пол”, то далеко не уедете с такой задачей

Утверждение должно быть максимально четким: “купить светлый ламинат, столько-то, с таким-то диапазоном стоимости”.

Это один пример. Давайте рассмотрим еще, чтобы закрепить эту тему. Будет интересно, если рассмотрим нематериальную цель.

Цель: развить у себя как руководителя хорошую память.

Что вам для этого нужно (задачи):

  1. Узнать, на каком уровне ваша память находится сейчас, – например, пройти тесты на когнитивные способности.
  2. Изучить, что нужно сделать, чтобы пока самостоятельно развить мозг.
  3. Закрепить самостоятельное развитие памяти онлайн-тренажерами, отточить результат.
  4. Проверить навык с помощью теста.

Материальных целей достигать относительно легко, результат можно увидеть, ощутить. Нематериальные нужно иногда подтверждать, проверять, чтобы понять, достигли ли вы того, чего хотели.

Иногда, не видя явного результата, ничего не хочется делать, но нужно находить смысл жизни. Это может происходить из-за неправильно сформулированных задач или слишком огромной цели. Выход – составить подцели с промежуточным итогом. Тогда как-то радостней будет шагать по жизни.

Например: мама хочет “вырастить достойного мужчину”. Но сын слишком балованный и не слушается родителей. Что бы они ни делали по педагогике, результата не видно. Здесь нужно составить подцели:

  • воспитать ответственность;
  • воспитать дисциплину;
  • привить трудолюбие и т. д.

И каждая их этих подцелей будет иметь свое множество задач. Ну а что вы хотели – такие долгоиграющие проекты сложно достигать. Сложно, но можно!

Как составить цель проектной работы

Цель проекта напрямую зависит от выбранной темы, дисциплина, по которому выполняется проект, а также взаимосвязана с объектом и предметом, определённым во введении проектной работы (именно поэтому желательно объект и предмет определять перед целью).

Рассмотрим алгоритм составления цели проектной работы:

  1. Для удобства можно выписать отдельно на листок или напечатать в документ Word:
  • тему проекта;
  • предмет который определён во введении (не путать со школьным предметом);
  • объект который был составлен во введении.

Подобрать глагол или отглагольное существительное, который будет описывать то, что будет выполнено в ходе работы над проектном, например:

  • если будет только теоретическое исследование, можно использовать – изучить, выяснить, определить и т.д.;
  • если выполнение проектной работы подразумевает практическое исследование, это необходимо отразить в цели – исследовать, установить, определить и т.д.

Необходимо записать наиболее подходящий глагол для удобства можно на отдельной строке (можно даже несколько).

Простой вариант. Можно просто подставить после выбранного глагола объект исследования или тему проекта и исправить в склонения, на этом составление цели будет окончено, такой способ можно применять ученикам начальной школы, учащиеся других классов также имеют право так составить цель, но простота её формулирования может не устроить учителя (преподавателя).
Более сложный вариант. Необходимо определиться, что именно необходимо сделать в проектной работе для раскрытия темы и как именно её лучше раскрыть т.е. сформулировать цель таким образом, чтобы она отражала суть темы и включала в себя объект и предмет исследования при этом необязательно дословно повторять объект и предмет, но в цели обязательно должна фигурировать тема, возможно, немного перефразированная или расширенная.

Приведём пример сформулированной таким образом цели:

  1. Тема проектной работы: «Исследование воды, продаваемой в продуктовых магазинах города. Вредна ли она или же всё-таки полезна?».
  2. Объект исследования: «Бутилированная (негазированная) вода «Горячий Ключ», «Borjomi», «Donat», «Архыз», «Рычал-Су».
  3. Предмет исследования: «Качество бутилированной воды, её влияние на здоровье человека».

Целью работы может выступать:

Исследовать, вредна или полезна вода, продаваемая в магазинах города.

Итак, цель является расширенным вариантом объекта проектной работы то есть самым простым способом постановки цели в проектной работе является использование связки «глагол (действие) + объект проектной работы», но не желательно дословно повторять объект, при возможности необходимо его расширить или уточнить.

Пример постановки целей от понятия идея и проблема

Проблемы, которые обуславливают появление проекта:

  • замедление роста продаж;
  • невозможность торговать круглосуточно;
  • сложность региональных продаж, когда клиент не может приехать в офис или магазин компании для ознакомления с каталогом товаров;
  • клиентам необходимо посетить магазин для осуществления покупки или сделать заказ по телефону, на что тратиться много времени клиента и оператора;
  • сложное взаимодействие с клиентами, поставщиками;
  • необходимость реструктуризации компании в сторону проектного управления;
  • необходимость оптимизации бизнес процессов компании в сторону упрощения процессов;
  • консервативный стиль управления и сотрудников;
  • слабая известность компании и её продуктов в интернет;
  • сложность поиска партнёров;
  • неэффективный маркетинг;
  • отсутствие компании в поисковой выдачи поисковых систем;
  • высокая стоимость товара.

В рамках разработки новой структуры предприятия и её преобразования необходимо внедрить в систему управления предприятием систему электронной коммерции. На первом этапе реализовать динамическую систему позиционирования товаров компании в сети интернет путём создания интернет сайта с каталогом продукции компании.
Вход в интернет должен:

  • Открыть новые варианты для продажи продукции;
  • Позволить освоить новый рынок для продажи своих товаров;
  • Снизить расходы за счет более эффективного обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов;
  • Осуществить торговлю своими товарами и снабжение компании чужими;
  • Упростить обмен данными с клиентами или, соответственно, поставщиками;
  • Оптимизировать существующие бизнес-процессы – сделать их более экономичными, снизить стоимость;
  • Повысить имидж компании;
  • Реализовать высокую прозрачность внутренних и внешних бизнес-процессов;
  • Предоставить возможность производить покупки товаров компании не выходя из дома;
  • Снизить стоимость товара до уровня цен конкурентов и ниже.

Выявление целей

Проблемы в проекте возникают тогда, когда необходимо достичь цели. Нет цели, нет проблемы.
Например, есть цель – улучшить работу сервисно ориентировнной системы, сделать ее более гибкой, предоставить возможность внутренним сервисам механизм общения или оповещения о каких-либо событиях, предоставить возможность системе работать с разными субд.
Задача, по сути, провести рефакторинг архитектуры системы. Мы сталкиваемся с проблемой или проблемами, для которых необходимо найти решения.

Процесс анализа проблемы и нахождения решения:

  1. Описание проблемы
  2. Поиск решений
  3. Оценка решений
  4. Нахождение оптимального решения
  5. Уточнение цели на основе найденных решений проблемы
  6. Формирование задач

Основные признаки неудачи проекта

  • Бюджет: проект может не укладываться в рамки запланированного бюджета (или должен быть прекращен, не достигнув поставленных целей, из-за недостаточного финансирования)
  • Время: проект может занять время значительно большее, чем запланировано для достижения поставленных целей (или должен быть прекращен до достижения поставленных целей в связи с окончанием намеченного срока)
  • Качество: проект может быть завершен в рамках намеченного времени и бюджета, но не удовлетворяет требованиям по качеству (и, таким образом, будет представлять меньшую ценность, чем ожидалось)

Основные причины неудач проектов

В большинстве случаев, проекты не удаются из-за неясных целей или нечетких требований.

Причины неудач проектов и их вероятность наступления:

  • 30% – Неясные цели, неясные требования;
  • 15% – Отсутствие поддержки руководства;
  • 12% – Неудовлетворительные методики и техника управления проектом;
  • 11% – Недостаточные ресурсы;
  • 10% – Неудовлетворительная квалификация, гибкость, активность;
  • 8% – Политика, эгоизм отдельных подразделений, несоответствие уровней компетентности;
  • 8% – Отсутствие контроля/мониторинга над проектом;
  • 6% – Недостаточная коммуникация/отсутствие обмена информацией;
  • 5% – Отсутствие управления изменениями.

Наибольшая вероятность неудачи проекта – плохо определенные, неясные цели и требования. Именно поэтому в рамках управления проектом, необходимо четко определить и точно описать цели проекта.

См. также:

Цель компании (Элия М. Гольдратт)

Share and Enjoy:

Этапы

При работе над проектом выделяют четыре основных этапа: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный. Такое деление соответствует структуре рабочего процесса и помогает правильно его организовать.

Рассмотрим содержание каждого из них.

Подготовительный

На подготовительном этапе необходимо:

  • выбрать проблему, тему и название проекта, в рамках которых будет вестись работа; 
  • определить цель и задачи;
  • привести обоснование актуальности темы — чем эта тема привлекательна, какую пользу принесет результат проекта, его практическое применение, какую экономическую и экологическую ценность он имеет;
  • продумать оптимальный вариант решения поставленных задач;
  • разработать подробный план их реализации.;
  • рассчитать возможные материальные затраты.

Конструкторский

Его ещё называют этапом планирования. Он предполагает следующую последовательность действий:

  • собрать и проанализировать достаточное для реализации проекта количество информации;
  • изучить технологию создания намеченного объекта, провести необходимые расчеты;
  • если речь идет о создании физического объекта — подготовить технологическую карту, которая содержит в себе последовательность операций, технические условия, необходимое оборудование, перечень используемых материалов и инструментов, эскиз изделия и технику безопасности;
  • выбрать способ демонстрации результатов (текстовый, графический, в виде презентации, видеозаписи и т.д.);
  • продумать критерии оценки результата проекта.

Технологический

Это этап рабочего процесса. Что надо делать на этом этапе:

  • действовать согласно составленной программе;
  • при необходимости по ходу работы над творческим проектом вносить коррективы в план;
  • соблюдать правила техники безопасности, описать их при составлении письменного отчета о проекте.

 Заключительный

  1. На заключительном этапе желательно провести тестирование объекта, убедиться в том, что он полностью готов к сдаче.
  2. Написать экономическое обоснование проекта (насколько он выгоден или мало затратен, приносит ли прибыль).
  3. Доказать его экологичность (насколько безвреден для окружающей среды, способствует ли экономии природных ресурсов).
  4. Завершать проект следует выводом о соответствии проекта поставленным цели и задачам.
  5. Оформить проект в соответствии с требованиями.
  6. Подготовить наглядную презентацию результатов проекта.
  7. Принять участие в обсуждении и защите проекта.
  8. Критически оценить результаты проекта, при необходимости внести предложения по его доработке или предложить альтернативный способ решения проблемы. 

Что такое задача и ее отличие от цели

Когда мы говорим о каком-то задании, то понимаем, что это конкретные действия. Так, получается, что цель – это действие, и задача – действие. И как нам их различать?

Отличие этих понятий в вопросах, которые мы ставим перед собой. Для цели мы задаемся вопросом: “Чего я хочу достичь?”. Для задачи мы спрашиваем себя: “Что я могу сделать, чтобы достичь цели?”

Получается, задач может быть много в контексте одной цели. Они могут отличаться от цели, а в некоторых ситуациях – это одно и то же. Одно и то же предложение может стать действием для чего-то, а может быть конечным итогом.

Например, цель – купить домой холодильник. Отлично. Но когда вы будете открывать свой магазин, покупка холодильника уже будет задачей, ведь цель-то уже другая – развить бизнес.

Вот так вот эти два понятия перекликаются, меняются друг с другом местами в зависимости от ситуации. Из правильно записанных целей получаются продуманные и грамотно сформулированные действия. А это уже путь к быстрому и качественному конечному пункту.

Задачи можно упрощать, усложнять, разбивать, объединять – все зависит от результата. Это прописанные (или заученные, но лучше прописанные!) этапы. Они записываются в виде утверждений и составляются в зависимости от сложности. Их выполнение должно быть поэтапным, тогда будет проще вам.

Примеры постановки цели

Энергосбережению в современном образовательном процессе уделяется особое внимание. Тема настолько актуальная и своевременная, что ее часто ребята выбирают для проведения собственных исследований и разработки проектов

Какую цель можно определить для такой работы? Например, проанализировать взаимосвязь между мерами по утеплению квартиры (дома) и экономией электрической энергии. Проект, касающийся анализа психологического настроя ребят на образовательный процесс, можно предложить ребятам старших классов. Цели и задачи данной работы связаны с изучением психологических характеристик каждого школьного возраста, проведением социологического анонимного опроса, анализом полученных результатов. На основании полученных результатов выстраивается последующая работа, подбираются методы и технологии работы над исследованием.

Другие критерии правильной цели

Есть другие подходы к постановке целей по проекту. Считается, что реализация проекта должна положительно повлиять на общее развитие компании. Это соответствует подходу, при котором составляется дерево целей. В этом случае целей по одному проекту может быть несколько. Они должны охватывать такие направления работы компании:

  • инновации;
  • команда сотрудников;
  • окупаемость.

В идеале новый проект должен привносить инновации во все сферы деятельности компании: в маркетинг, продажи, продукт и в систему организации персонала. Цели проекта могут затрагивать маркетинг следующим образом:

  • увеличивать приход клиентов с уже используемого канала аудитории;
  • увеличить число рекламных площадок;
  • изменить дизайны сайта или рекламных объявлений на офлайн-площадках;
  • усовершенствовать фирменный стиль, чтобы повысить узнаваемость.

Когда реализация проекта влияет на продажи, могут быть такие цели:

  • формирование должности ответственного лица – руководителя отдела или просто менеджера с более широким кругом задач;
  • автоматизировать продажи, чтобы снизить значимость менеджера или консультанта.

Инновации могут касаться улучшения продукта. Если это сложный продукт, в рамках нового проекта можно поработать над улучшением отдельных технических характеристик. Но даже если компания предлагает товары повседневного спроса, можно поставить такие цели по проекту:

  • улучшить упаковку;
  • добавить дополнительные опции;
  • снизить себестоимость;
  • заменить материалы на более качественные;
  • сократить потери и брак на производстве.

Чтобы реализация проекта положительно повлияла на организационную систему, можно поставить такие цели:

  • автоматизировать бизнес-процессы – прием заявок или сбор отчетов;
  • усовершенствовать должностные инструкции для сотрудников, которые заняты в реализации проекта.

Второе направление работы компании – работа с персоналом. Цели по проекту должны затрагивать найм персонала, обеспечение новыми задачами, создание новой системы мотивации и возможность продвинуть по карьерной лестнице наиболее продуктивных работников. 

Третий пункт, который важен для постановки целей – эффективность проекта. Чаще всего эффективность выражается в чистой прибыли, которая получена после реализации проекта. Чтобы правильно поставить цель по прибыли, необходимо заранее просчитать расходы, заложить непредвиденные траты. 

Теперь, когда по каждому направлению работы прописано несколько целей, их необходимо ранжировать по срокам. Тогда необходимо формулировать такие цели по проекту:

  • краткосрочные – те, которые должны быть достигнуты в ближайшие полгода;
  • краткосрочные – цели, которые необходимо реализовать в 6–12 месяцев со дня постановки;
  • долгосрочные – цели, которые должны быть реализованы в ближайшие 1–3 года. 

Например, проект затрагивает работу с персоналом. В рамках этой сферы поставлены цели. Их можно ранжировать следующим образом:

  • краткосрочная цель – составить должностную инструкцию, придумать систему мотивации персонала по системе KPI с учетом новых важных показателей, начать поиск новых работников;
  • среднесрочная цель – начать поощрять инициативных менеджеров, перевести всех на новую систему мотивации;
  • долгосрочная цель – по результатам работы в рамках проекта выделить трех наиболее продуктивных менеджеров и предложить им переход на более высокую должность.

Проверьте цель по критериям SMART

Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART. Это акроним и он переводится как “умный”. Более 60 лет люди добиваются успеха с помощью технологии SMART. Она включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

Конкретность (S)

Формулируйте цель понятно и максимально четко.

Никаких “похудеть” или “научиться”. Конкретизируйте: “ Мой вес равен 65 кг”, “Победа как минимум в 10 шахматных партиях”. Благодаря конкретизации вы увидите свои промежуточные успехи. Например, снижение веса с 80 кг до 71 будет вас мотивировать работать дальше, ведь до цели осталось меньше половины пути.

Насколько высокую планку вы ставите себе? На каком уровне хотите овладеть навыком или усвоить информацию? Например, Михаилу достаточно научиться играть на гитаре простые дворовые песни в три аккорда, а Оксана стремится к участию в международных конкурсах.

Три уровня владения информацией, навыками

Уровень 1. Базовый. Джош Кауфман, автор книги “Первые 20 часов. Как научиться чему угодно” говорит о принципе достаточности. Принцип подразумевает овладение навыком на уровне, достаточном для того, чтобы занятие всего лишь принесло вам удовлетворение.

Уровень 2. Средний. Вы оперируете основными понятиями, не нуждаетесь в готовых шаблонах, можете даже консультировать других.

Уровень 3. Высокий. Вы знаете обо всех тонкостях, хитростях изучаемого предмета. Другие люди ссылаются на вас как на авторитетный источник и берут с вас пример.

Не важно, совершенствуетесь ли вы в области игры на гитаре или осваиваете создание сайтов — везде есть разграничения уровней владения навыками. До постановки цели определите, какой именно результат вас устроит

Измеримость (M)

Формулируйте цель с цифрами:

сроками, объемом, процентами, соотношением, временем

Любая работа подразумевает наличие результата. На SmartProgress есть параметр «Критерий завершения». Заполняя эту строку, вы сформулируете для себя, к чему нужно прийти. Как определить, что цель достигнута? Выучено 100 английских слов, прочитано 60 книг, заработано 800 тысяч рублей.

Достижимость (A)

Задумайтесь, реально ли достижима ваша цель

Иногда достаточно просто включить логику — вряд ли вы отдохнете в Таиланде, если у вас патологическая боязнь самолетов.

Проверяя цель по этому критерию, проведите учет ресурсов. Это время, знания, навыки, деньги, полезная информация, знакомства, опыт. Часть из этого у вас уже есть, а кое-что еще надо раздобыть. На SmartProgress есть поле “Личные ресурсы”, где вы еще раз задумаетесь, что поможет вам достичь цели.

Релевантность (R)

Цель должна соотноситься с другими целями и не противоречить им

Этот критерий еще называют экологичностью цели в значении «бережно для уже существующего».

Насколько новая цель помогает или хотя бы не мешает уже имеющимся?

Экологичность бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя относится к вашим стремлениям, ценностям, убеждениям. Внешняя экологичность — взаимосвязь новых и старых целей.

Например, вы хотите стать начальником отдела, но для этого нужно часто ездить в командировки. А одна из ваших целей — проводить больше времени с семьей. Здесь две цели вступают в противоречие и не могут считаться экологичными.

Вопросы, которые следует задать себе:

  • Как  ваша новая цель соотносится с вашими старыми целями, желаниями, образом жизни, ожиданиями?
  • Такого ли результата вы хотите достичь, ставя данную цель?
  • Стоит ли она затраченных усилий?
  • Почему и для чего вы хотите достичь этой цели?

Определенная по времени (Т)

Поставьте конечный срок достижения цели

Четко поставленные сроки мотивируют работать активнее. Легко оглянуться назад, чтобы проверить, сколько пути пройдено, и сколько еще нужно преодолеть. Закон Паркинсона гласит: “Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить все отпущенное на нее время”. Поэтому, если у цели нет срока, вряд ли у вас дойдут до нее руки.

Боитесь разочароваться и не достичь цели в отведенное время? Тогда поставьте дедлайн чуть дальше, чем требуется.  

Примеры задач для курсовой работы

Для наглядности будем использовать те же темы, что и выше.

Пример 1

Задачи для темы «Характеристика сети Internet» формулируются следующим образом:

  • Дать определение понятию «Глобальная сеть».
  • Перечислить достоинства использования Internet.
  • Выявить отрицательные качества глобальной сети.
  • Установить по каким принципам работает Internet.

Пример 2

Задачи по теме «Период инфляции в условиях экономической нестабильности» звучат так:

  • Объяснить причины появления инфляции.
  • Перечислить особенности инфляции в качестве макроэкономического процесса ХХ века.
  • Привести анализ особенностей современных инфляционных процессов.

Задачи по теме: «Психологическое развитие детей в дошкольном возрасте»:

  • Сделать анализ психологического состояния дошкольников, растущих в различных бытовых условиях.
  • Установить причины психоэмоциональных отклонений у детей.
  • Перечислить особенности психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.
  • Исследовать методы развития дошкольников.

Теперь у вас есть общее представление того, как составить цель курсовой работы. Мы всегда поможем с выполнением задания, если вам не хватает времени или просто не хочется глубоко погружаться в учебные знания, поиск научных лекций и необходимого материала. Предлагаем не тянуть и сразу заказать готовую курсовую работу, чтоб получить отличную оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector