Водяное охлаждение для пк

Содержание:

Как установить водяное охлаждение на процессор?

Самостоятельный монтаж готовой СВО на бытовой компьютер является реальной задачей для рядового пользователя. Процесс установки выполняется по следующей схеме:

  1. Распаковать водяное охлаждение.
  2. Проверить комплектующие элементы на наличие дефектов.
  3. Желательно предварительно подключить помпу и проверить СВО на протечки перед установкой в корпусе.
  4. Примерить шланги и водоблок по месту.
  5. Шланги нужно крепить без перегибов, а фитинги установить с зазором от узлов ПК,
  6. Радиатор располагать лучше на верхней или передней панели.
  7. Подготовить элементы крепежа в соответствии с инструкцией.
  8. Монтировать вентиляторы на радиатор СВО.
  9. Направление воздушного потока должно соответствовать маркировке.
  10. Установить радиатор.
  11. Нанести термопасту и прикрепить водоблок.
  12. Подключить помпу и подсветку в соответствии со схемой, учитывая разновидность имеющихся разъемов.
  13. Подключить вентиляторы.
  14. Модели помпы с подключением по USB имеют ПО, которое помогает точно настроить работу агрегата. В простых моделях управление осуществлять путем изменения напряжения на разъемах.
  15. Настройку вентиляторов осуществлять с помощью утилиты или через BIOS.
  16. Протестировать работу СВО с устранением возникших дефектов.

https://youtube.com/watch?v=Pc1x5h5GgIQ%250D

ARCTIC LIQUID FREEZER 240

Победитель: лучшая недорогая система жидкостного охлаждения

Цена: 8 900 рублей

  • Размер: 240 мм
  • Вентиляторы: 2 х 120 мм PWM
  • Совместимость: AM4, LGA 1551, LGA 2033, LGA 2066

Arctic предлагает одно из самых недорогих решений, что нам довелось протестировать. К слову, это один из немногих производителей, что продолжает выпускает готовые из коробки системы жидкостного охлаждения, что избавит вас от необходимости собирать ее самому по частям.

На рынке есть вентиляторы с RGB подсветкой, стоящие столько, сколько просят за всю Liquid Freezer 240. При том, что она работает на уровне многих более дорогих конкурентов, хотя ее никак нельзя назвать шумной даже под серьезной нагрузкой (с четырьмя вентиляторами!).

Учитывая соотношение цена/эффективность, неудивительно, что Arctic Liquid Freezer 240 едва не стала победителем нашей подборки. Да, у нее не самый лучший дизайн и нет модной подсветки, но эта система прекрасно справляется со своей задачей, что, собственно, от нее и требуется. Браво, Arctic.

Разумеется, переход с воздушного охлаждения на жидкостное охлаждение повышает производительность вашего ПК и придает ему лоска, однако дело это очень непростое. Большинство геймеров, если они не собирают «имиджевую» или сверхмощную машину, обходятся традиционными кулерами.

Мы же своей любимой жидкостной системой выбрали AlphaCool Eisbaer, в немалой степени благодаря стандартным разъемам и перезаправляемому контуру. К тому же, она еще и не очень дорогая.

Corsair тоже может порадовать отличными водянками, от H100i v.2 с ее превосходным охлаждением до Pro RBG, бесшумной в пассивном режиме.

На бюджетном же (к сожалению, не для России, где эта модель почти не представлена) краю рынка находится самая недорогая система Arctic Liquid Freezer с четырьмя вентиляторами, способными составить конкуренцию старшим собратьям.

Осталось только решить, нужна ли водянка именно вам?

ТОП водяного охлаждения на процессор

Приобретение бюджетных моделей СВО от неизвестного бренда – рискованное мероприятие. Некачественные комплектующие приводят к протечкам, окислению деталей и поломкам ПК. Предлагаем подборку хороших систем охлаждения от проверенных производителей:

  1. Водяное охлаждение NZXT Kraken X62 – подсветка многоцветная, корпус черный, радиатор алюминиевый, водоблок медный, вентиляторы 140х140 мм, шумность до 38-ми дБ.
  2. Thermaltake Water 3.0 120 ARGB Sync – подсветка многоцветная, вентилятор один 120х120 мм, водоблок медный, радиатор алюминиевый, шумность 25,8 дБ.
  3. Corsair Hydro H60 – подсветка белая, мощность TDP 95 Вт, радиатор алюминиевый, водоблок медный, шумность 28,3 дБ, вентиляторы 120х120 мм.
  4. Deepcool Gammaxx L240 – подсветка многоцветная, вентиляторы 120х120 мм, TDP 240 Вт, радиатор 2-х секционный алюминиевый, водоблок медный, шумность до 30-ти дБ.
  5. Deepcool Maelstrom 240T – подсветка синяя, вентиляторы 120х120 мм, TDP 150 Вт, шумность 34,1 дБ, радиатор алюминиевый, водоблок медный.

Почему универсальное водяное охлаждение лучше самосбора?

Как видно из представленного выше списка оборудования, для водяного охлаждения ПК задействовано множество компонентов. Да и сама процедура сборки не то чтобы простая. Именно поэтому на начальном этапе логичнее выбрать СВО формата «все в одном», которые объединяют в себе вышеуказанные элементы в простом для установке комплексе. К тому же такие универсальные системы обойдутся дешевле.

Универсальные СВО оптимально подходят и для новичков, и для опытных пользователей, поскольку не предлагают собирать систему охлаждения самостоятельно из множества деталей: Насос зафиксирован прямо на водоблоке, трубки и фитинги предварительно собраны, и все сделано так, чтобы вам не приходилось возиться с водой. При этом такие системы обеспечивают не менее эффективный теплоотвод, чем самосбор.

Обратите внимание, что жидкостное охлаждение формата «все в одном» может применяться не только в связке с центральными процессорами материнских плат, но и с графическими картами. Кстати, есть еще одна причина, которая оправдывает использование универсальных СВО: программное обеспечение

Как правило, каждый производитель таких систем предлагает софт, позволяющий создавать устанавливать индивидуальные профили скорости вращения вентиляторов и работы насоса, контролировать нагрев CPU/GPU и настраивать RGB-подсветки.

Оверклокинг

Водяное охлаждение целесообразно устанавливать для мощных производительных систем, чтобы обеспечить более эффективный отвод тепла от внутренних компонентов ПК и одновременно снизить уровень шума. Кроме того, СВО просто необходима для разгона системы в том случае, если охлаждение стандартными средствами не дает необходимого результата. Недаром системы водяного охлаждения пользуются такой заслуженной популярностью у оверклокеров.

Проведено немало показательных тестов, в которых сравнивался разгон процессора с использованием, соответственно, воздушной и водяной систем охлаждения. Доказано, что стандартные кулеры не очень хорошо справляются со своей работой, ядро процессора достаточно быстро нагревается до таких температур, при которых дальнейший разгон системы становится опасным. В свою очередь, система жидкостного охлаждения успешно справляется с отводом тепла от процессора и даже при увеличении нагрузки на него рабочая температура ЦП остается на нормальном, приемлемом уровне.

Водяное охлаждение можно использовать не только для процессора, но и для других компонентов ПК. Например, нередко геймеры подключают к своему компьютеру параллельно несколько мощных видеокарт, работающих в режиме 3-Way SLI или CrossFire X. Графические карты устанавливаются вплотную одна к другой, что неизбежно приводит к их нагреву до температуры свыше 90 градусов. Из-за необходимости сильного охлаждения видеокарт вентиляторы в корпусе ПК начинают работать на полную мощность. Как следствие, создается очень высокий уровень шум. Прекрасной альтернативой воздушному охлаждению в такой ситуации выступают водяные системы охлаждения. В принципе, каждому компоненту компьютера можно организовать водяное охлаждение посредством установки собственного ватерблока. Таким способом можно охлаждать не только процессор и видеокарту, но и чипсет материнской платы или жесткий диск.

Установка СВО для компьютера потребует от Вас предварительного планирования. Во-первых, нужно определиться с тем, какие компоненты ПК Вы будете охлаждать посредством воды. Во-вторых, следует нарисовать схему расположения собственной системы водяного охлаждения для ее последующей сборки и установки. Тут нужно помнить о двух важных вещях. Во-первых, что течение воды в системе не должно быть ничем ограничено. А во-вторых, что при прохождении через каждый ватерблок вода нагревается. Это, в свою очередь, означает, что нежелательно пускать охлаждающую жидкость сразу через все нагревающиеся компоненты компьютера (процессор, чипсет, видеокарта), иначе в последний компонент на этом пути вода будет приходить уже теплой.

При наличии нескольких ватерблоков рекомендуется продумать, как пустить воду по отдельным, параллельным путям к каждому ватерблоку. Предварительно начертив план системы водяного охлаждения на бумаге, Вы сможете правильно подобрать все компоненты такой системы и облегчить ее дальнейшую установку.

Итак, как мы уже успели убедиться, водяное охлаждение намного эффективнее традиционного воздушного охлаждения. Не говоря уже о том, что такое охлаждение позволит Вашему мощному компьютеру работать гораздо тише. Мифы о том, что водяное охлаждение – это слишком дорого и сложно, постепенно уходят в прошлое. Сегодня разобраться в тонкостях сборки и установки СВО под силу даже не профессионалу. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем системы водяного охлаждения для компьютеров потеснят традиционное воздушное охлаждение, поскольку обладают рядом серьезных преимуществ.

Принцип работы системы охлаждения двигателя в действии

Налаженная работа охлаждения обусловлена наличием системы управления.

  • температура смазочного масла;
  • температура жидкости, используемой для охлаждения двигателя;
  • температура наружной среды;
  • другие важные показатели, влияющие на работу системы.

Система управления, оценивая различные параметры и их влияние на работу системы, компенсирует их влияние регулированием условий работы управляемых элементов.

С помощью центробежного насоса осуществляется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Проходя через рубашку охлаждения жидкость нагревается, а попав в радиатор — остывает. Нагревая жидкость, сами детали двигателя остывают. В рубашке охлаждения жидкость может циркулировать как в продольном (по линии цилиндров), так и в поперечном направлении (от одного коллектора к другому).

От температуры охлаждающей жидкости зависит круг ее циркуляции. Во время запуска двигателя он сам и охлаждающая жидкость холодные, и чтобы ускорить его нагрев жидкость направляется на малый круг циркуляции, минуя радиатор. В дальнейшем, при нагревании двигателя, термостат нагревается и меняет свое рабочее положение на полуоткрытое. Вследствие этого охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор.

Если встречного потока воздуха радиатора недостаточно для понижения температуры жидкости до требуемого значения, включается вентилятор, образующий дополнительный поток воздуха. Охлажденная жидкость вновь попадает в рубашку охлаждения и цикл повторяется.

Если в автомобиле используется турбонаддув, то он может быть оснащен двухконтурной системой охлаждения. Первый её контур охлаждает сам двигатель, а второй — наддувочный поток воздуха.

Смотрите познавательное видео про принцип работы системы охлаждения двигателя.

Установка радиатора

Радиатор может устанавливаться как на крышке корпуса, так и на его задней панели. В некоторых системах жидкостного охлаждения он располагается рядом с корпусом.

Крепление радиатора

Крепление может быть выполнено самым разнообразным способом. Обычно, к каждому радиатору идёт набор различных конструкций и переходников для его адаптации под любой из существующих корпусов.

После установки радиатора необходимо подключить его к двум фитингам переходника, выходящим из системного блока – тому, который приходит с видеокарты и тому, который идёт на помпу.

Питание радиатора

Питание радиатора осуществляется от напряжения +12 В, также подводимого от источника питания через специальный переходник в заглушке на задней панели корпуса.

Наполнение водой

Наполнение водой СВО производится при выключенном питании ПК. То есть, блок питания будет подключён только к помпе и радиатору, питание от материнки должно быть отключено. Заливка воды в СВО производится в её самой высокой точке – специальной горловине, расположенной на радиаторе. Как только жидкость зальёт весь объём системы, необходимо запустить помпу и прокачать хладагент по всему маршруту, чтобы избавиться от воздушных пузырьков. После чего система герметично закрывается, подключается питание материнки и ПК готов к включению.

Виды систем охлаждения

Всего на двигателях внутреннего сгорания используется два типа охлаждения – воздушное и жидкостное.

Воздушная система охлаждения, ее конструкция, недостатки

Устройство воздушной системы охлаждения двигателя

В силу ряда недостатков на автомобильном транспорте воздушная система широкого распространения не получила, хотя конструктивно она значительно проще, чем жидкостная.

Основным ее элементом являются ребра охлаждения на цилиндрах.

Тепло, выделяемое от цилиндров, распространялось на эти ребра, а проходящий через них поток воздуха осуществлял его отвод. Для создания потока дополнительно конструкция системы могла включать турбину – специальную крыльчатку, с приводом от коленчатого вала и рукав, которым создаваемый поток воздуха направлялся на цилиндры. Это  вся конструкция воздушной системы.

На автотранспорте воздушная система практически не используется, потому что:

  • невозможна регулировка температурного режима (зимой мотор не выходил на необходимую температуру, а летом – очень быстро перегревался);
  • чтобы обеспечить равномерное распределение потока воздуха, каждый цилиндр стоял отдельно;
  • во время стоянки с заведенным мотором даже при наличии турбины поток воздуха очень слабый, что приводит к быстрому перегреву;
  • невозможно организовать обогрев салона.

Как работают устройства охлаждения?

Воздушное охлаждение

Радиатор воздушного охлаждения процессора

Функционирование воздухоохладителя довольно просто. Он опирается на два ключевых компонента:

  • Вентилятор
  • Радиатор

Радиатор изготовлен из материалов с высокой теплопроводностью, чаще всего из алюминия или комбинации алюминия и меди. Его цель — отводить тепло от процессора,
но теплоотвод может поглощать лишь столько тепла, сколько потребуется для отвода тепла.

То, что делает вентилятор, это постоянно вращается, чтобы холодный воздух проходил через радиатор, предотвращая его перегрев.

Водяное охлаждение

Устройство жидкостного охлаждение

Водяная система более сложная, и включает в себя больше деталей, чем воздушная:

  • Насос
  • Радиатор
  • Шланги
  • Вентилятор

В то время как воздушное охлаждение зависит от воздуха, циркулирующего через радиатор, жидкостная система использует аналогичный подход — только он
использует жидкость вместо воздуха.

Вода (или любая другая жидкая охлаждающая жидкость) прокачивается через шланги, которые соединяются с компонентом, который нуждается в теплоотводе, который в
данном случае является процессором. Но просто его циркуляция не достаточна, и жидкость нуждается в своей форме радиатора.

Именно в этом заключается роль радиатора в установке жидкостного охлаждения. И чтобы он не перегревался, у нас есть вентилятор, который удерживает над ним
холодный воздух.

Cooler Master MasterLiquid Lite 240

  • Сокеты Intel: LGA 1200, 1151, 1150, 1155, 1156, 1366, 2011, 2011-3, 2066, 775
  • Сокеты AMD: AM4, AM3+, AM3, AM2+, AM2, FM2+, FM2, FM1
  • Рассеиваемая мощность (TDP): не указана (предположительно, до 210 Ватт)
  • Штатные вентиляторы: 120x120x25 мм – 2
  • Скорость вращения: 650-2000 об/мин
  • Уровень шума: не указан (по рез. тестов – до 42 дБ на макс. об.)
  • Подсветка: белая
  • Габариты радиатора: 277 x 119.6 x 27 мм
  • Габариты помпы: 80.3 x 76 x 42.2 мм

Перед тем, как начать рассказывать о необслуживаемых системах жидкостного охлаждения, напомню, что решения для отвода тепла подобного типа совместимы далеко не со всеми корпусами – уточняйте этот момент до покупки. А начну я, пожалуй, с весьма бюджетной по меркам СВО модели — Cooler Master MasterLiquid Lite 240. Производитель скромничает и не указывает на своем официальном сайте ряд важных параметров, но делает он это зря – данная система вполне способна потягаться со многими заслужившими уважение геймеров и оверклокеров суперкулерами. Бюджетные, и не очень, СВО дизайна «все-в-одном», не требующие дополнительной сборки и особых навыков для установки наверняка продолжат захватывать рынок, тем более, Intel и AMD в погоне за рекордами производительности в массовом сегменте не стесняются выпускать на рынок довольно горячие камни. Но вернемся к MasterLiquid Lite 240 – при довольно скромной по меркам «водянок» цене, эта модель не только отлично отводит тепло, но и стильно выглядит, благодаря чему впишется с дизайнерской точки зрения практически в любую систему. Отмечу и качественную оплетку шлангов – перегибы исключены. Если добавить ко всему этому высокий заявленный срок службы вентиляторов и других элементов, решение Cooler Master становится неплохой альтернативой воздушным суперкулерам и довольно привлекательным кандидатом для покупки, хотя, конечно, и среди воздушных охладителей, и среди СВО есть как более тихие, так и более эффективные модели.

NZXT KRAKEN X62

Приблизительно. $110 | £113

KRAKEN X62 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Большой centrepiece к вашему лидирующему строению, но не уровень представления вы могли предпологать дали эстетику.

  • Размер 280мм
  • Вентиляторы 2x PWM 140mm
  • Совместимость AM4, LGA 1151, LGA 2033, LGA 2066

$125.99

ВИД

Сеть N получает комиссионные от квалификационных покупок через Amazon Associates и другие программы.

Что нам нравится …

потрясающий дизайн отличная производительность

NZXT любит, чтобы его продукты выделялись из толпы, и Kraken X62 ничем не отличается. Этот коренастый 280-миллиметровый кулер имеет уникальный дизайн освещения бесконечного зеркала, который делает Kraken x62 невероятным центральным элементом сборки.

В целом, это самый потрясающий кулер из всей серии

NZXT имеет определенный талант к щедрым дизайнам, и вы не найдете много других кулеров, которые отвлекают внимание от яркой видеокарты так же, как Kraken x62. К сожалению, NZXT не смог перенести этот уровень детализации в свое приложение CAM, что оставило этот чиллер с посредственной производительностью

Если вы не боитесь пинать управление вентилятором обратно в BIOS, то это должен быть, по крайней мере, более тихий блок.

Из чего состоит охлаждающая система мотора?

  • Радиатор,
  • Верхний шланг радиатора,Нижний шланг радиатора,
  • Помпа,
  • Термостат,
  • Электрический вентилятор,
  • Термо-таймер,
  • Радиатор.

Радиатор является наиболее важной частью механизма охлаждения. Охлаждающая смесь, прошедшая через двигатель, прокачивается через трубки радиатора и охлаждается в течение следующего цикла

Шланги радиатора

Система охлаждения мотора имеет несколько резиновых шлангов, которые перемещают жидкость из одного места в другое. Эти шланги радиатора необходимо заменить, прежде чем они станут хрупкими и треснутыми.

Помпа

Водяной насос прокачивает охлаждающую жидкость через систему. В большинстве двигателей насос оснащен ременным приводом, за исключением некоторых гоночных автомобилей, которые используют электрические водяные насосы.

Термостат

Автомобильный двигатель не всегда поддерживает одинаковую температуру и его запуск в холодную погоду занял бы целую вечность, если бы он оставался при одинаковой температуре. Термостат контролирует поток охлаждающей жидкости через систему охлаждения, а охлаждающая жидкость охлаждает двигатель. Термостат действует как клапан, который контролирует поток охлаждающей жидкости. Внутри находится воскообразное вещество, которое размягчается при определенном температурном пороге, открывая клапан и позволяя охлаждающей жидкости свободно течь.

Электрический вентилятор

Современные автомобили имеют вентилятор для основного или дополнительного охлаждения. Если автомобиль движется медленно, чтобы создать достаточный поток воздуха для охлаждения двигателя, вентилятор всасывает воздух через радиатор.

При этом вентилятор может быть механическим (приводится в движение от вращения двигателя) и создавать силу для перемещения воздуха через радиатор в жарких условиях или во время стоянки автомобиля. Система имеет датчик, который определяет повышение температуры антифриза и дает команду вентилятору работать.

Охлаждающая жидкость

Это транспортное средство, которое отводит тепло от двигателя через охладительную систему в атмосферу. Свойства антифриза становятся важными в холодную погоду — ведь если использовать простую воду, она быстро замерзнет, расширится и повредит множество компонентов.

Водяной насос

Этот компонент способствует циркуляции антифриза по всей системе. Чаще всего водяной насос приводится в движение цепью, либо ремнем газораспределительного механизма двигателя), но вместо этого на некоторых автомобилях установлен водяной насос с электронным управлением.

Двигатель

Двигатель имеет несколько внутренних проходов и портов, через которые идет охлаждающая смесьь, поглощая тепло и отводя его. Антифриз выходит из блока цилиндров/головки двигателя через различные шланги, которые переносят охлаждающую жидкость к другим частям системы.

Сердечник нагревателя

Это еще один компонент, имеющий множество мелких ребер, которые рассеивают тепло. Однако это тепло используется для обогрева пассажирского салона (если это необходимо), и поступает в кабину через вентилятор/двигатель вентилятора.

Датчики

Система охлаждения обычно имеет два датчика: датчик температуры антифриза и измеритель уровня охлаждающей жидкости. Датчик температуры контролирует тепло охлаждающей жидкости и обнаруживает перегрев. Измеритель уровня контролирует количество антифриза в системе (если оно падает слишком низко, это может привести к перегреву).

Также система охлаждения также имеет различные трубки, которые помогают переносить охлаждающую жидкость от одного основного компонента к другому с конечной целью поддержания температуры двигателя в безопасном рабочем диапазоне (и предотвращения повреждения двигателя).

Подробно о ключевых элементах водяного охлаждения

Радиатор охлаждения

Радиатор — панель из металлических трубок небольшого диаметра, покрытых для увеличения площади теплоотдачи алюминиевым или медным «оперением». В сущности, оперение, это многократно сложенная лента из металла. Общая суммарная площадь ленты достаточно велика, а значит, радиатор может отдать в атмосферу в единицу времени достаточно много тепла.

Самый уязвимый элемент конструкции двигателя — турбокомпрессор (турбина), работающая на крайне высоких оборотах. При перегреве разрушение крыльчатки и подшипников вала практически неизбежно 

Таким образом, разогретая жидкость внутри радиатора циркулирует сразу по всем многочисленным тонким трубкам и охлаждается достаточно интенсивно. В крышке заливной горловины радиатора предусмотрен предохранительный клапан, отводящий пары и избыток жидкости, расширяющейся при нагреве.

В радиаторе автомобиля с автоматической коробкой передач предусмотрен второй, независимый контур, в котором охлаждается трансмиссионная жидкость.

Расширительный бачок

Расширительный бачок служит для компенсации расширения жидкости при повышении температуры. В зависимости от конструкции системы бачок может быть «простым» или «сложным». «Простой» бачок представляет из себя емкость для сбора излишков расширившейся от нагрева жидкости. К нему через крышку подведена резиновая трубка, другим концом присоединенная к патрубку в верхнем бачке радиатора. 

В более сложном варианте бачок — полноправная часть системы охлаждения. Он находится под давлением, и отводящий клапан вмонтирован в крышку бачка. В этом случае в бачке всегда должна быть жидкость, чтобы при падении температуры двигателя в радиатор не попадал воздух. Для контроля на стенку бачка, находящегося под давлением, наносят метки Min и Max. 

Водяной насос, или помпа

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Как правило, это центробежный насос, в котором давление создает расположенная внутри корпуса на центральной оси крыльчатка с лопастями сложной формы.

Термостат 

Термостат — устройство, поддерживающее постоянную температуру в блоке цилиндров. Он не позволяет жидкости не только перегревать двигатель, но и переохлаждать его в зимний период. С его помощью регулируется объем охлаждающей жидкости, которая проходит через радиатор.

Вентилятор системы охлаждения

В ряде случаев набегающего потока воздуха может быть недостаточно для эффективного обдува радиатора. Для обеспечения отвода тепла в автомобильной системе охлаждения предусмотрен вентилятор. В автомобилях с задним приводом и продольным расположением двигателя нередко применяется механический вентилятор, который приводится в движение ремнем от переднего шкива коленвала. Скорость вращения лопастей регулирует термомуфта (разновидность вискомуфты), к которой привинчена крыльчатка.

Если прикрепить крыльчатку вентилятора к шкиву без термомуфты, при раскручивании двигателя свыше 3000 оборотов лопасти крыльчатки отломятся

В переднеприводных (и большинстве современных заднеприводных) автомобилях используется электрический вентилятор. Он соединен с диффузором, который привинчен к крепежным элементам, расположенным по контуру радиатора. Преимущество электрического вентилятора в возможности гибко управлять его работой при помощи контроллера, руководствующегося показаниями датчика температуры ОЖ.

Вспомогательные элементы

Жидкостная система охлаждения включает в себя и типовые элементы управления: электронный блок, датчик температуры и т.д., а также приспособления для слива жидкости. Жидкость приходится сливать, к примеру, для ремонта двигателя.               

Установка охладителя

Сборка и проектирование вашей системы начинается с выбора охладителей или водоблоков – приспособлений, которые будет крепиться непосредственно к нагревающимся компонентам ПК – центральному процессору, чипсету и процессору видеокарты. Они должны быть не только необходимых размеров, но также должны соответствовать отводимой мощности и иметь правильное расположение крепежа, учитывающие посадочные места на материнке и плате видеокарты.

Уже на этом этапе необходимо определиться с конструкцией всей системы в целом: типе и рассеиваемой мощности радиатора, скорости течения хладагента, мощности помпы и способе отвода хладагента за пределы корпуса. Здесь возникает масса технических вопросов, главный из которых – величина рассеиваемой на радиаторе мощности.

Инструменты для работы

Для сборки компонентов системы охлаждения понадобятся следующие инструменты:

  • отвёртка для крепления водоблоков к нагревающимся элементам;
  • гаечный ключ для подключения фитингов к водоблокам;
  • специальные ножницы для резки трубок, по которым будет двигаться хладагент;
  • плоскогубцы для крепления хомутами трубок к фитингам.

Фитинги – это своеобразные переходники между водоблоком и трубкой с хладагентом. Они жестко прикручиваются к охладителю одним концом, а на второй их конец надеваются трубки, затягивающиеся хомутами.

Установка охладителя на ЦП

Пожалуй, самый простой этап сборки СВО – это её установка на процессор. Водоблоки для процессора обладают стандартными размерами и точками крепления, соответствующими тому или иному типу сокета. Необходимо просто смазать поверхность процессора термопастой, установить на него водоблок и зафиксировать его при помощи болтов и отвёртки. После чего к водоблоку прикручиваются два фитинга.

Установка охладителя на видеокарту

В целом, эта процедура повторяет то, что делалось на центральном процессоре, с той лишь разницей, что охладитель видеокарты должен иметь хороший контакт не только с её процессором, но и с памятью и системой её электропитания – примерно десятком полевых транзисторов, называющихся также мосфетами.

Обычно, такие охладители выпускаются под конкретную модель видеокарты и их площадь покрывает все необходимые элементы, нуждающиеся в охлаждении. Процессор непосредственно контактирует с охладителем через тонкий слой термопасты, а чипы памяти и мосфеты получают тепловой контакт благодаря специальной термопрокладке, идущей в комплекте с водоблоком.

Установка насоса

Насос для подачи хладагента или помпа устанавливается одновременно с расширительным бачком или резервуаром. Резервуар необходим для обеспечения термического расширения охлаждающей жидкости и для содержания в себе её некоторого запаса. Оба компонента располагаются внутри корпуса. Никаких особенностей или нюансов монтажа при этом нет. Главное – надёжное крепление всей конструкции внутри корпуса.

Соединение шлангами

Когда будут установлены все компоненты внутри корпуса ПК, их соединяют шлангами. Предварительно необходимо при помощи ножниц нарезать шланги нужной длины. И здесь есть определённая сложность, заключающаяся в правильной последовательности соединения компонентов. Хладагент начинает своё движение от помпы к охлаждающимся компонентам, от менее горячего к более горячему.

Шланги присоединяются к фитингам при помощи хомутов. Выход трубки с видеокарты присоединяется к одному из фитингов приспособления, выводящего хладагент из корпуса к рассеивателю. Второй фитинг этого приспособления замыкает круг СВО в корпусе, подключением шланга к оставшемуся фитингу помпы.

Подготовка насоса к работе

Подготовка насоса к работе заключается в подключении к нему электропитания напряжением в +12 В от источника питания при помощи предусмотренного конструкцией разъёма.

Как мы «докатились» до жидкого металла?

Локальные эксперименты в российском офисе ASUS показывали, что замена термопасты с заводской на Thermal Grizzly Kryonaut дает снижение температуры центрального процессора в диапазоне 7-10 градусов по Цельсию. Лично для меня жидкий металл в качестве термоинтерфейса всегда стоял в стороне, поскольку при отрицательных температурах использовать его достаточно сложно. Из-за частых заморозок-разморозок образуется ледяной нарост, который начинает отжимать стакан для жидкого азота от крышки процессора, и в какой-то момент жидкий металл «отклеивается» от основания азотного стакана и перестает передавать ему тепло с теплораспределительной крышки

Если вовремя не обратить внимание на характерный звук и выросшую дельту температур на основании стакана (там будут отрицательные температуры) и ядрах процессора (там будут положительные температуры), то все закончится очень печально. В лучшем случае «умрет» только процессор, а в худшем случае утащит за собой что-то еще

В случае же использования термоинтерфейса жидкого металла в домашнем компьютере или ноутбуке на каждый день тоже есть определенные риски и сложности, с которыми инженерам ROG пришлось бороться под натиском локальных офисов.

Объединившись с другими странами, мы смогли убедить штаб-квартиру начать тестирование жидкого металла в качестве термоинтерфейса в системах охлаждения ноутбуков еще в 2018 году. Правда, нам пришлось столкнуться с рядом бюрократических трудностей. Одним из самых курьезных моментов стал ответ инженеров, что они не могут купить жидкий металл в Тайване. Но я-то прекрасно знал, что у коллег из департамента материнских плат жидкий металл есть в наличии, поэтому мы продолжили воевать «с системой».

Решив проблему «нежелания», мы столкнулись с другой проблемой. Ведь наносить жидкий металл на поверхность кристалла не так уж и просто, а в рамках массового производства это практически невозможно. В итоге жидкий металл дебютировал в 2019 году в ROG Mothership, в выпущенном ограниченным тиражом в 1000 экземпляров.

Если собрать все трудности с жидким металлом вместе, то я бы выделил следующие:

  • сложность нанесения

  • жидкий металл проводит ток

  • коррозия металлов, контактирующих с термоинтерфейсом

  • стоит дороже термопасты

На протяжении следующего года инженеры ROG решали вышеперечисленные проблемы.

Жидкий металл наносится специальным станком при помощи силиконовой кисти.

Для нанесения жидкого металла в масштабах массового производства был создан специальный станок, который позволял решить, пожалуй, самую главную и сложную задачу — равномерное нанесение термоинтерфейса по поверхности кристалла процессора. В нашем случае используется жидкий металл от Thermal Grizzly, отличающийся от других производителей на рынке пониженной концентрацией олова в составе, что делает его более эффективным. На начальных этапах процесс тестирования жидкого металла был настолько засекречен, что первые партии термоинтерфейса Thermal Grizzly покупались на рынке у нескольких продавцов, а не напрямую у производителя, чтобы не допустить утечек информации.

Важно помнить, что жидкий металл проводит ток, поэтому меры предосторожности очень важны. На первом этапе на заводе используется специальная пластина, которая закрывает собой все вокруг кристалла процессора и принимает на себя излишки жидкого металла. С помощью специальной силиконовой кисти жидкий металл будет распределяться по всей поверхности кристалла

Надо отметить, что даже подбор материала для этой кисти был не таким простым, было испробовано около 30 различных материалов и выбор остановился на силиконе, который не деформирует нанесенный слой

С помощью специальной силиконовой кисти жидкий металл будет распределяться по всей поверхности кристалла. Надо отметить, что даже подбор материала для этой кисти был не таким простым, было испробовано около 30 различных материалов и выбор остановился на силиконе, который не деформирует нанесенный слой.

Добавляем еще немного ЖМ для создания безупречного контакта между кристаллом и радиатором СО

На следующем этапе пластина убирается и с помощью своего рода «шприца» на поверхность кристалла добавляется несколько капель жидкого металла, которые должны будут занять все свободное пространство между кристаллом и радиатором системы охлаждения для эффективного теплообмена. После этого устанавливается система охлаждения. В коротком видео можно посмотреть подробности процесса:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector