Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

Содержание:

Виды ораторского искусства

Современная классификация видов ораторского искусства выделяет следующие категории на основе сферы применения:

  1. Социально-политическое. Сюда можно отнести выступления с докладами официальных лиц на экономические и социально-политические темы, речи дипломатов.
  2. Академическое. Сюда относятся выступления на научную тематику, такие как лекции, доклады или обзоры.
  3. Ораторское искусство применяется и во время судебного процесса. Сюда можно отнести речь прокурора и адвоката.
  4. Социально-бытовая риторика. К этому виду выступлений можно отнести речи на юбилеях, поздравительные тосты, поминальные и надгробные изречения.
  5. Духовное, выражающееся проповедями и другими публичными выступлениями церковнослужителей.
  6. Торговое, к которым относятся не только рекламные продукты, но и речи продавцов представителей брендов.
  7. Диалогическое ораторское искусство применимо в официально-деловой сфере.

Ораторские приемы

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух

Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал

При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.

Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.

Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации:
аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.

Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию. Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами. Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте

Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Парламентарии расхохотались.Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду!».
Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд. Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему.

Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике

Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность.Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя.

Стилистические и лексические приемы

Любой начинающий оратор просто обязан овладеть стилистическими приемами ораторской речи. Их несколько:

  • остроумие (изощренная, изобретательная мысль с яркими, острыми или смешными выражениями);
  • ирония (противоположение смысла высказанных слов, создающее эффект насмешки);
  • сарказм (ирония сатирической направленности, ее высшая степень);
  • парадокс (неожиданное, странное мнение (суждение), вопреки здравому смыслу, которое резко расходится с общепринятым);
  • гротеск (нереально преувеличенный, уродливый, комический способ изображения чего-либо);
  • абсурд (нелепость, не имеющая смысла);
  • намек (нечетко высказанная мысль, понять которую возможно лишь по догадке).

Лексические приемы способны сделать ораторскую речь гораздо эффективнее и убедительнее:

Это «тропы» – рекомендации использовать их найдутся практически во всех руководствах по ораторскому искусству. На практике это речевые обороты, иногда отдельные слова, что употребляются не в прямом, а в переносном значении. Это:

  1. метафоры (речевое сближение двух разных явлений по сходству или контрасту);
  2. эпитеты (образное определение предмета);
  3. гиперболы (преднамеренное преувеличение свойств и качеств);
  4. аллегории (иносказательное изображение что-либо);
  5. сравнения.

О мастерстве и ораторском искусстве наглядно говорит использование в публичном выступлении пословиц, поговорок, цитат, крылатых слов. Великий и могучий русский язык богат ими, что значительно повышает культуру речи

При этом особенно важно, чтобы они были употреблены к месту и неожиданно

Ему следует обратить внимание и на особенности собственной речи:

  • дикция (фразы и слова должны произноситься четко и ясно, никакого заикания, шепелявости, гнусавости);
  • сила голоса (громко – не всегда хорошо, голос должен воздействовать на психику человека);
  • темп речи (начиная с медленного, может варьироваться в ходе выступления);
  • полетность голоса (длительность, с какой звучат отдельные фразы, слова и звуки);
  • тембр голоса (звуковая его окраска, создающая разнообразные оттенки речи);

Полезные рекомендации

Для развития красноречия важна постоянная практика. Необходимо расширять круг общения и общаться с новыми и интересными людьми. Полезно наблюдать за речью ведущих и посещать специальные тренинги. Словарный запас нужно наполнять и хорошими шутками. Для этого можно учить наизусть анекдоты и смотреть юмористические передачи.

Некоторые советы помогут быстрее освоить науку красноречия:

Упражнения для тренировки голоса нужно выполнять в закрытом помещении, в котором нет коврового покрытия

Это позволит лучше слышать свой голос.
Пригодятся и упражнения для постановки певческого голоса.
Рекомендуется делать специальную гимнастику для создания правильной осанки.
Во время работы голосовых связок важноощущать вибрацию в спине, груди и шее. Такое явление позволяет сделать голос приятным и объемным.
Губы и челюсти следует расслабить

Это позволит добиться необходимой громкости.
Нужно говорить громко, так как тихую речь могут не расслышать.
При разговоре следует расслабить плечи, что способствует более мягкому звучанию голоса.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

При чтении художественной литературы получится обогатить речь красивыми оборотами. Эти произведения должны быть написаны на русском языке. А выбирать следует творения великих классиков и современных авторов. После любого чтения словарный запас будет восполнен. А значение неизвестных слов можно узнать, воспользовавшись толковым словарём или интернетом.

Ораторские приемы

Важным аспектом успешного выступления является владение разнообразными ораторскими приемами, к которым можно отнести:

  1. Сравнения. Абстрактные понятия и числовую информацию, сложные термины выгодно представлять наглядно с помощью более простых примеров сравнений.
  2. Повтор. Это важный прием для запоминания аудиторией информации. Он может быть полным или частичным, расширенным.
  3. Антитеза или резкое противопоставление понятий и явлений.
  4. Цитирование высказываний великих и уважаемых аудиторией деятелей для укрепления своей позиции.
  5. Преувеличение и преуменьшение. Прием добавляет красочности и выразительности речи.
  6. Риторический вопрос, который не требует четкого ответа, а заставляет задуматься аудиторию.
  7. Секреты ораторского искусства предполагают и использование более утонченных приемов, например, перекрещивание. Это крестообразное изменение местами элементов в фразе.

https://youtube.com/watch?v=XSXq7z2_iLw%250D

Советы опытных орСтруктура ораторской речиаторов

Ораторское искусство, как составная часть подготовки специалиста по подбору персонала или бизнес тренера, прежде всего, основано на преодоление себя, своих страхов, комплексов, недостатков. Выход на публику подобен аншлагу спектакля, где в главной роли – оратор: или его ждет успех, или же провал.

В процессе подготовки и развития ораторского мастерства придется привыкнуть к тому, что каждая победа – это еще один маленький шаг вперед. Профессионалы настоятельно рекомендуют пользоваться идеями и примерами, изложенными в художественных произведениях и научных трудах, брать за образец выступления блестящих политиков, интервью с актерами. Там всегда есть чему поучиться.

Правила ораторского искусства

Резонансное и успешное выступление, победа в споре или диспуте практически гарантированы благодаря четкому следованию следующим правилам:

Аудитория должна быть центром внимания

При этом важно все выступление строить на основе проанализированных ожиданий и интересов публики.
Мастерство речи немыслимо без концентрации на отношениях. Здесь важно как отношение оратора к публике и предмету речи, так и заинтересованность и вовлеченность людей в тему беседы.
Четкое понимание не только темы, но и цели своего выступления.
Ораторское искусство предполагает строгое владение языком своего тела
Скованность, зажатость, суетливость или неестественная поза привлекут внимание аудитории больше, чем самые продуманные аргументы.
Мастер красноречия всегда эмоционально окрашивает свое выступление.

Развитие речи

Все больше людей не могут грамотно выстраивать предложения, не знают значений многих слов, злоупотребляют словами-паразитами и ненормативной лексикой. Я думаю, что это связано в основном с тем, что большинство предпочитает смотреть телевизор или ходить в кино, вместо того чтобы почитать интересную книгу. Но мы-то с вами не такие. Как минимум вы уже читаете эту статью, а я пишу ее для вас. Поэтому продолжаем развивать речь.

Правильное построение предложений

Очень сложно понять человека, который при разговоре перескакивает с темы на тему, мучительно долго пытается подобрать нужные слова и не может правильно составить предложения, лишая свой рассказ логики.

А ведь порядок слов имеет большое значение. Этому учат еще в школе на уроках русского языка. Из-за неверного порядка слов смысл предложения искажается и может даже вызвать смех. Приведу несколько примеров смысловых ошибок.

  1. Жильцы дома требовали устранения неполадок и ремонта (Чего требовали жильцы? Сделать ремонт или его устранить?).
  2. Хозяин пнул собаку ногой, которая сразу же обиделась и убежала (Нога обиделась и убежала?).
  3. Спустя несколько лет он снова ее встретил. Это была уже, к сожалению, 39-летняя замужняя дама (Ему жаль, что ей уже 39 лет? Или что она замужем?).

Чтобы не допускать таких ошибок в беседе, я советую делать следующее:

  • подтянуть грамотность с помощью учебников русского языка и справочников;
  • каждый день читать хотя бы по 30 минут – предпочтение лучше всего отдать художественной литературе, публицистике, специальным книгам по развитию.
  • пересказывать прочитанное – только обязательно сверяйте, насколько последовательно и логично вы повторяете текст.

Увеличение словарного запаса

Скудный словарный запас не позволяет полноценно выражать мысли, заставляя человека постоянно запинаться в поисках нужного слова. Такая речь звучит прерывисто и однообразно, потому что используются одни и те же слова, и в целом производит отталкивающее впечатление.

Регулярное пополнение словарного запаса обеспечат следующие действия.

  1. Ежедневное чтение качественной литературы. Обязательно заведите себе блокнот, куда будете выписывать наиболее понравившиеся фразы, умные выражения. В подходящий момент нужная цитата всплывет в памяти и украсит вашу речь.
  2. Работа с толковым словарем. Как только вам встретится новое слово, обязательно уточните его значение в толковом словаре. Слово можно выписать и постараться запомнить, но только в контексте, чтобы в будущем избежать неверного употребления термина.
  3. Разгадывание кроссвордов, сканвордов и прочие игры, для которых необходимо обладать обширным словарным запасом.
  4. Подбор синонимов. Это отличная практика для пополнения тезауруса, которая поможет избежать тавтологии при разговоре. Сейчас есть различные приложения для смартфонов, помогающие подбирать синонимы.

Избавление от слов-паразитов

К словам-паразитам относятся слова и словосочетания, лишенные какой-либо смысловой нагрузки:

  • ну;
  • короче;
  • это самое;
  • типа;
  • вот;
  • как бы и т. д.

Чаще всего человек произносит их бессознательно, чтобы заполнить возникшую паузу. Коварство слов-паразитов заключается в том, что их употребление становится вредной привычкой. Искоренить ее получится, только приложив сознательные усилия. Вот несколько советов.

  1. Запишите любой свой разговор с друзьями или родственниками на диктофон.
  2. Прослушайте запись и выявите слова-паразиты.
  3. Приучите себя говорить немного медленнее, чем привыкли, чтобы успеть осознать момент, когда захочется произнести вредное словечко. Лучше сделать небольшую паузу.
  4. Попросите родственников, друзей и знакомых делать вам замечания, как только они услышат слово-паразит. А чтобы мотивация ваших собеседников была еще сильней и они более жадно вслушивались в вашу речь, платите им по 50 рублей за каждого проскользнувшего “паразита”. Так вы будете лучше себя контролировать, иначе разоритесь.

Поначалу будет сложно. Ведь искоренение вредной привычки требует колоссальных усилий, мощной самодисциплины и контроля. Потребуется от 2 до 3 недель упорной работы, чтобы очистить свою речь от “шлака”.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

«Ораторское искусство и деловое общение»

Ольга Баева

class=»img-responsive»>Преподаватель ораторского искусства и основатель Школы делового общения Ольга Баева делится в книге собственной методикой развития ораторских способностей. В пособии рассматриваются секреты успешного выступления, даются советы по выработке уверенности в себе и преодолению барьеров в общении. Отдельные главы автор посвятила культуре спора

В отличие от других специалистов-ораторов, Ольга Баева считает необходимым уметь слушать, что важно для делового общения.

Читатель, ознакомившийся с книгой, научится говорить грамотно, убедительно и интересно. 
 

Два пути развития ораторских способностей

Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.

Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.

Есть 2 пути освоения риторики:

  • Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома:

    • Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
    • Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
    • Учитесь работать с текстами:
      • перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
      • ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
      • пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
  • Самостоятельные занятия сделают вашу речь заметно чище, но риторика этим не ограничивается. Запишитесь на специализированные курсы или тренинги. Здесь вы получите комплексные знания и по-настоящему отработанные навыки. Курсы — это изучение психологических основ ораторского искусства, занятия по подготовке речей и, самое главное, практика. Без реальной практики публичных выступлений продвинуться в красноречии невозможно.

Как выбрать курс

При выборе курсов ораторского мастерства в Москве обращают внимание на несколько главных составляющих. Для начала определяются с формой проведения обучения

Она бывает самостоятельной (с помощью видеоуроков, литературы, упражнений) или очной (посещение лекций, занятий). В Москве есть много очных курсов ораторского мастерства. Подробнее — в этом материале.

Критерии выбора:

1. Количество обучающихся.

Если занятия проходят в аудитории, то следует помнить, что при большом количестве людей шансов выступить перед публикой или получить индивидуальный ответ предвидеться не много.

2. Оратор.

Рекомендуется изучить отзывы или спросить мнение у знакомых о том или ином преподавателе, его выступлениям и схемам обучения.

3. Место обучения.

При очном посещении лекций рекомендуется заранее изучить место, где будут проводиться занятия по красноречию.

Учитывают и стоимость обучения. Это можно узнать у представителей и организаторов лекций.

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Экономика образования

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Виды судебной речи

Как и искусство речи на суде, в кратком виде сформировались основные типы выступлений. К ним относят речи:

  1. прокурора (обвинителя);
  2. защитника (адвоката);
  3. самого обвиняемого (подсудимого) в оправдание своих действий;
  4. потерпевшей стороны (и ее представителей);
  5. защитников и обвинителей со стороны общественности;
  6. уполномоченных представителей трудового коллектива, дома, кооператива.

Чаще всего наибольшее влияние на суд оказывают доклады прокурора и защитника – от них зависит дальнейший расклад сил, между ними же разгорается основное «сражение». Обе стороны могут ожесточенно полемизировать, приводить весомые аргументы, вызывать свидетелей – всячески стараться склонить чашу весов в свою сторону, не допуская при этом искажения истины.

Упражнения для дикции и голоса

Существуют специальные упражнения для развития благозвучности и силы голоса:

  1. Нужно называть этажи, с каждым последующим этажом повышая голос, а затем спускаясь вниз.
  2. Слова произносятся медленно, затем темп речи ускорятся и снова замедляется.

Для развития дикции необходимо произносить сложные сочетания звуков, медленно, а затем и быстро. Эффективны и скороговорки с чередованиями согласных звуков:

  1. Купи кипу пик.
  2. Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
  3. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.

Слова следует произносить очень четко. Каждое слово должно звучать полностью и отчетливо. Чтоб отрабатывать темп, громкость речи и произношение, нужно читать вслух. Упражняться можно и перед зеркалом.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

О понятии «культура речи»

Речь образованного человека должна быть культурной. Особенно если работа его и жизнь связаны с выступлениями. Всякое публичное обращение к аудитории должно отличаться точностью, ясностью, чистотой, логичностью и т. д. Совокупность этих свойств называют культурой речи.

Для настоящего оратора недопустимы необоснованные паузы или их отсутствие, многоударность и некорректные ударения. Для публичного выступления культура речи служит своеобразной гигиеной.

Хотя само по себе это понятие неоднозначно. Его можно использовать в нескольких значениях:

  • владение нормами литературного языка, обеспечивающее грамотное применение в разнообразных условиях общения, в устной и письменной речи;
  • доведенное до совершенства умение воспользоваться выразительными языковыми средствами, что говорит о коммуникативных качествах речи в языковом общении;
  • раздел лингвистики, занятый изучением речи в жизни общества определенной эпохи и устанавливающий правила пользования языком, общие для всех.

Ораторское искусство: грамотная и правильная речь — залог уверенности и успешности

Умением грамотно говорить и формулировать свое мнение могут похвастаться далеко не все. Хотя, казалось бы, чего проще: русский язык настолько богат, что нужно просто использовать его широту «по полной программе». Эра интернета, новых технологий и виртуальной переписки в какой-то мере упростила жизнь, но отдалила людей друг от друга. Это касается и коммуникаций: словарный запас многих обеднел, об ораторском искусстве основная часть людей и не вспоминает, полноценное живое общение постепенно становится пережитком прошлых лет.

В таких условиях крайне важно, чтобы представители подрастающего поколения не стали «говорящими немыми». Именно поэтому все более востребованы различные студии, коллективы (в том числе при театральных кружках), творческие лаборатории, в которых детей учат верно, четко и связно формулировать свои мысли, повышают их словарный запас

Популярны курсы эффективного общения, техники и развития речи (в том числе и сценической, если ребенок занимается в театральной студии). Именно от умения красиво говорить происходит старое слово красноречие — инструмент настоящего оратора.

Полученные навыки способствуют повышению грамотности, уверенности, позволяют свободно себя чувствовать при публичных выступлениях — от умения выбрать верную интонацию до смыслового наполнения речи. Дошкольник или школьник, постигающий премудрости ораторского мастерства, преодолевает стеснение и готов к вызовам сегодняшнего времени.

Несколько советов тем, что хочет научиться грамотно говорить

Считается, что имидж человека на четверть зависит от его речи. При этом не так важен возраст, социальный статус и другие факторы. Нужно следовать нескольким несложным правилам, которые помогут научиться грамотно и красиво говорить. Начнем с того, что необходимо правильно черпать информацию. Для этого вам поможет классическая литература: привычка читать каждый день, хотя бы по 20-30 минут, полезна для каждого. Обязательно искорените из лексикона слова-паразиты и лишние междометия. Они только добавляют «воды» и необязательности в речь и могут раздражать собеседника. Во время беседы используйте слова, смысл которых вы точно знаете. Не пытайтесь «ввернуть» красивый термин, если не сможете объяснить его суть (тем самым поставите себя в неловкое положение). Не стесняйтесь записывать свою речь на диктофон, прослушивать и анализировать ее. Больше разговаривайте — но не с собой, а с живыми собеседниками, старайтесь выражать свои мысли словами, а не набранными сообщениями.

Несколько упражнений для юных ораторов

Самое элементарное упражнение на развитие ораторского мастерства — называть ребенку простые слова и просить его объяснить их значение. Необязательно давать точную формулировку. Пусть начинающий оратор скажет о предмете то, что он сам о нем понимает. Далее предложите малышу описать предмет, назвать признаки и функции, отличающие его от других. Дайте волю фантазии оратора, и он обязательно проявит себя. Можно предложить придумывать рифмы. Например, вы называете простое слово, а он подбирает ряд созвучных по окончанию слов. Следующий вариант упражнения по развитию ораторского искусства таков: выберите какую-либо тему и попросите малыша вспомнить слова, с ней связанные. Например, с темой «человек» ассоциируются такие слова, как «рука», «движение», «улыбка» и многие другие. То есть пространство для размышлений и разговора с малышом бесконечное. Полезно будет развивать его ораторские навыки во время чтения. Прочитав небольшую фразу из сказки или строчку из стихотворения, попросите ребенка ее повторить. Чем старше малыш, тем лучше он будет справляться с более сложными и длинными предложениями. Такое упражнение развивает еще и память, главное — выполнять его в веселом и непринужденное ключе.

О важности первой фразы во время выступления

Залог успеха всего выступления — мощная, запоминающаяся и вызывающая отклик у собравшихся первая фраза. Об этом знают не только медийные персоны, регулярно оказывающиеся на публике, но и многие ребята, которые занимаются в кружках и студиях ораторского мастерства

На дебютные слова все обращают внимание, и немало сразу сделают вывод, стоит ли продолжать слушать выступающего или можно незаметно «нырнуть» в смартфон и найти себе более интересное дело. При этом не стоит стараться уместить главные слова в первые несколько секунд: нужно, чтобы аудитория привыкла к оратору и стала следить за его речью, и лишь потом перейти к ним

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Экономика образования

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Ошибки оратора

В пособиях по ораторскому искусству прописаны не только основные приемы, правила и хитрости публичных выступлений, но и распространенные ошибки. К ним можно отнести:

  1. Несоответствие содержания речи с манерой ее преподнесения: тоном, громкостью голоса, мимикой и языком тела выступающего.
  2. Оправдания и извинения в публичной речи по качеству и структуре своего выступления недопустимы.
  3. Суетливость и неумение контролировать свою мимику. Успехов добивается тот спикер, который владеет собой, чувствует уверенность и контролирует положение и выражение глаз и бровей. Многие знаменитые общественные деятели по много часов проводили перед зеркалами, добиваясь контроля над своими лицевыми мышцами.
  4. Красноречие немыслимо без смысловых пауз, юмора и эмоциональной окраски речи.

Методика построения

Можно ли научиться публичному ораторству и искусству риторики самостоятельно или же это талант: задатки и начальные ораторские способности у желающего овладеть искусством ораторской речи должны присутствовать. Но не меньшее значение имеют упорные тренировки. Следует постоянно расширять кругозор и повышать интеллект. Ниже представлена примерная методика построения речи для тех, кто хочет овладеть ораторским искусством.

Выступление должно иметь четкую структуру и быть понятным для аудитории.
Сообщаемая информация должна быть полезной слушателю и обладать точностью.
Краткость и содержательность речи позволит сэкономить время и сконцентрировать внимание слушателей на самом важном.
Факты и цифры не должны делать выступление сухим и лишенным эмоций, иначе аудитория не будет заинтересована в процессе. Здесь велика роль интонации.
В композиционной структуре речи наибольшее внимание следует уделить началу и выводу, они запоминаются слушателю больше всего.
Стиль и содержание зависят от специфики аудитории, уровня ее образованности.

Роль жестов важна в публичном выступлении, но нельзя допустить, чтобы их было чересчур много
Это будет выдавать нервозность оратора и отсутствие у него контроля над ситуацией

Роль жестов важна в публичном выступлении, но нельзя допустить, чтобы их было чересчур много. Это будет выдавать нервозность оратора и отсутствие у него контроля над ситуацией.

Избавление от слов-паразитов

Следует поработать над устранением из речи ненужных слов. Рассказик может не замечать их, но слушателям подобные моменты очень неприятны. Ораторское искусство состоит в том, чтобы выражаться красиво и правильно. Но в письменном изложении мыслей слова-паразиты отсутствуют.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector