9 типов интеллекта по гарднеру

Способы измерения и определения умственных способностей человека

Ни для кого не секрет, что проверить свой интеллект и ознакомиться с результатами можно пройдя тест IQ. Довольно часто большие корпорации и развитые компании прибегают к данному методу. От конечного результата коэффициента интеллекта можно точно понять, способен ли человек разобраться со сложной проблемой или он не сможет справиться даже с самой простой задачей.

Даже не отправляя человека на тест можно узнать о его развитости и интеллекте с помощью простой беседы. Идеальными помощниками в этом деле станет:

  • Умение помнить и цитировать классическую литературу (кинематограф) и знание крылатых фраз является прямым показателем интеллектуально развитого человека. К тому же чтение книг определенного жанра может стать еще одной интересной темой для обсуждения;
  • Лексикон и большой словарный запас также поможет составить правильное впечатление о собеседнике;
  • Учтивость, умение слышать и учитывать знания своих оппонентов;
  • Посмотреть на поведение человека в непредвиденной ситуации (умственные способности тесно связаны с умением реагировать и принимать взвешенные рассудительные решения);
  • Присутствие чувства юмора и умение его использовать в соответствии с подходящей ситуацией;
  • Наличие хобби, интересов и увлечений так же рассказывают о развитости собеседника (если человека совершенно ничего не интересует – он стоит на одном месте, а в следствии он не сможет поддержать обычной беседы).

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

  • 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта;
  • 71-84 – ниже среднего;
  • 85-115 баллов – средний;
  • 116-144 баллов – интеллект выше среднего;
  • 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития;
  • 160+ – гениальность.

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

Умственное воспитание

Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. Главная задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.

Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи

Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника

Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.

Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.

Подведем итоги:

  1. Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
  2. Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
  3. Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
  4. Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.

Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.

Что такое интеллект

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Непостоянная деятельность

Рекрутеры и HR-менеджеры, как правило, называют таких людей соискателями-летунами. Проблема этих работников обычно заключается в том, что они не справляются при малейших изменениях, непредвиденных обстоятельствах и форс-мажорах. Единственным найденным решением становится незамедлительное увольнение при первом же отчетном периоде или аврале.

Согласно статистике, люди с низким интеллектом меняют работу не реже одного раза в год. Уходят они как по собственной инициативе, так и по распоряжению руководства. Значение данного признака увеличивается, если человек не способен даже к стабильной работе на дому при условии, что она не требует особых знаний или навыков.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Развитие интеллекта и нейропластичность.

Что нам известно о нашем мозге? Очень мало, а некоторые представления ошибочны.

Рассмотрим на примере. Каждый, наверное, слышал утверждение, что развитие мозга ограничено во времени, рост интеллектуальных способностей происходит в основном в период взросления, когда мы ходим в школу, а когда человек заканчивает институт или колледж, то развитие интеллекта приостанавливается и в зрелом возрасте увеличить свои интеллектуальные способности практически невозможно.

Это неверно, современная наука о мезге открыла два процесса происходящих в мозгу на протяжении всей нашей жизни это нейропластичность и нейрогенезис, и суть этих открытий в том, что мозг способен развиваться в течение всей жизни и рост интеллекта ничем неограничен.

Все знают, что наш мозг состоит из огромного количества нейронов и синапсов, нейроны это пресловутое серое вещество, а синапсы образуют связи между нейронами, они образуют белое вещество, мозг достигает максимального количества нейронов в период от 3 до 6 месяцев от рождения, затем происходит уменьшение количества нейронов, но возрастает количество связей (синапсов) между ними и это приводит к росту эффективности мозга. Это поразительный процесс, это как если бы вы, купив машину, каждую неделю, выкидывали из неё по детали, а она от этого становилась бы быстрей и экономичней.

Нейропластичность заключается в том, что мозг развивается в соответствии с вашим опытом, а нейрогенезис это образование новых клеток мозга. Нейропластичность означает, что развитие интеллекта возможно в любом возрасте и при соответствующих условиях. Первые явление нейропластичности наблюдали на опытах крысах, одну группу крыс поместили в клетки в лаборатории, другую в своего рода аттракцион для крыс, где они взаимодействовали друг с другом и сталкивались с трудностями в результате, мозг этой группу животных был более развит и активен не протяжении всей их жизни, чем у другой группы которые были лишены активности. Нейропластичность это приспособляемость мозга, благодаря нейропластичности и нейрогенезису мозг может меняться под воздействием опыта, если опыт богат, то разум будет развит, если опыт беден, то и разум будет скудно развитым.

Мозг приспосабливается  к получаемому опыту, если решаете логические задачи, то у вас будет активно развиваться логическое мышление, будут активно образовываться новые связи между нейронами,  если вы не решаете подобные задачи, то связи им соответствующие будут разрушаться за ненадобностью.

Интеллект не фиксирован на определённом значении он может изменяться на протяжении всей жизни, личный опыт и впечатления, решаемые задачи и нагрузка на мозг, определяет в какую сторону будет развиваться интеллект. Путем осознанного вмешательства нам под силу направить процесс изменения мозга в нужное русло, способ здесь один: путем повторяющихся когнитивных упражнений  достаточно высокой интенсивности, повторяющиеся упражнения приведут к образованию новых навыков или совершенству существующих, а интенсивность упражнений формирует новые связи в мозгу.

Про нейропластичность подробно рассказано на форуме в теме Нейропластичность – гибкость вашего мозга.

Развитие интеллекта, а именно памяти, внимания, скорости и креативности мышления возможно благодаря стимуляции мозга специальными упражнениями.

Формирование умственных способностей

  • Научите ребёнка любви к чтению. Поощряете его, радуйтесь каждой маленькой победе, читайте сами и останавливайтесь на интересном месте, чтобы он сам хотел дочитать. Пожалуй, это одна из важнейших задач родителей – утвердить ребёнка-дошкольника в мысли, что читать и думать – это желанный плод. Это приятно, интересно, познавательно, увлекательно, перспективно.
  • Ставя перед ребёнком задачи, дозируйте их сложность. То, что легко получается, развития не даёт. Формирование умственных способностей предполагает некоторые трудности выполнения. Но слишком сложная задача скорее отвратит и испугает. Нужно опираться на рекомендации специалистов, разрабатывающих развивающие задания для каждого возраста и, конечно, на индивидуальные особенности ребёнка.
  • Прибегая к поощрениям в виде похвалы, делайте это по окончании выполнения ребёнком задания, и не «в общем», а конкретно указывая то или иное достижение. Каждое достижение, даже малое, можно заметить и поощрить. Иногда ребёнка нужно и поругать, но не за то, что не получается, а за недостаточную самодисциплину – например, за не полностью выполненное задание, за то, что не убрал после себя и за подобные промахи, то есть за неорганизованность.
  • Заботясь об увлечениях ребёнка, не мешайте ему их менять. Однако есть один нюанс: начатое нужно довести до ближайшего логического конца, например, следует завершить уже начатый рисунок, гербарий или другую работу.

Очень желательно:

  • найти совместное интеллектуальное увлечение;
  • найти кружок, в котором собираются дети, увлечённые умственной деятельностью, и приобщить к нему своего ребёнка;
  • отдавая ребёнка в младшую школу, позаботиться прежде всего не столько о знаниях, сколько о благоприятной для развития среде. В старших классах преподаваемый уровень знаний будет действительно важен, но для малышей важней место, где прививают любовь к знаниям, где дети найдут так необходимые им на этом этапе любовь, терпение, понимание, поддержку и занятия по интересам, то есть выбор кружков и факультативов помимо школьной программы.

Хочется ещё добавить несколько советов, способствующих повышению умственных способностей, предназначенных для взрослых:

Не зацикливайтесь ни на механической однообразной работе, ни на отдыхе от неё. Выход – найти увлечения, занятия, требующие углублять познания, стимулирующие стремление узнать что-то новое, развиваться, раскрывать заложенный потенциал.
Стремитесь найти увлечение и увлечённых людей, найти своё любимое дело, раскрыть в себе творческие способности и получать удовольствие от своих больших и маленьких достижений.
Кислород, Питание, Движение – если в Вашей жизни этого будет достаточно, то и Ваш КПД (коэффициент полезного действия) будет значительно выше, чем у малоподвижного, беспорядочно питающегося человека. Физическое состояние всегда связано с душевным. Да, телу (и в первую очередь мозгу, а значит, и вашим умственным способностям) нужны и движение, и витамины, и микроэлементы, и кислород

Тогда будут и хорошее самочувствие, и гормоны радости, и мозговая активность, и высокая работоспособность, и продуктивность.
Полюбите головоломки, посильные задачи, которые чуть превышают возможности (в точности, как у детей), чтение литературы, отвечающей Вашим интересам и специальные компьютерные программы, улучшающие работу мозга, развивающие память, внимание, мышление и восприятие. Например, тренировать память, внимание, мышление и восприятие можно с помощью развивающих игровых тренажёров для мозга онлайн .

Эмоциональные компетенции

Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.

Внутриличностные эмоциональные компетенции

осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
объективно воспринимать реальность;
проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
управлять вниманием, воображением.

Межличностные эмоциональные компетенции

  • осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
  • идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
  • анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
  • воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
  • владеть навыками активного слушания;
  • понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
  • оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
  • вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
  • сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
  • задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
  • адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
  • конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
  • отказывать, не обижая другого человека;
  • оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
  • адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
  • выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
  • прощать, освобождаться от обиды;
  • сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
  • разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
  • проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста. Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей

Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Природный

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Визуально-пространственный

Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.

Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:

  • Художник;
  • Скульптор;
  • Дизайнер;
  • Архитектор;
  • Инженер;
  • Режиссер.

Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Умственная отсталость, классификация

Естественно, не все люди в мире имеют средний или высокий показатель уровня интеллекта. Встречаются и отклонения от общих норм и знаний. Олигофрения, или умственная отсталость — это может быть как врожденное, так и приобретенное нарушение психики, нарушение умственного развития и, конечно же, задержка в развитии интеллектуальных способностей. Сам термин “олигофрения” был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелиным.Умственная отсталость имеет четыре степени:

  • Легкая. Это одна из самых слабых степеней отсталости, связанная с задержкой развития или нарушением функций мозга.
  • Умеренная. Это уже вторая степень отсталости или средняя степень. Она вызвана задержкой развития ребенка в его первые годы жизни.
  • Тяжелая. Тяжелая степень, которая выявляется либо до года жизни ребенка, либо в начальные годы. У людей с этой степенью выражены двигательные нарушения и неправильное развитие центральной нервной системы.
  • Глубокая. Самая глубокая форма нарушения интеллекта. При ней у человека почти полностью отсутствуют мышление и речевые функции.

Из всего вышесказанного следует то, что интеллект — это важная составляющая любой человеческой жизни. Его нужно всегда развивать, контролировать и не позволять ему выключаться. Важную роль в развитии человека играют родители в первые годы жизни ребенка. Все то, что окружает человека, будет подсознательно приниматься им, и он будет действовать так, как ведут себя окружающие его люди. Интеллект — непостоянная способность у каждого человека. Это та составляющая, которая всегда требует развития. Чем раньше ребенку дадут задатки развития, тем эффективнее будет развитие человека в дальнейшем. Познавательное видео с интересными фактами по этой теме смотрите ниже.

Онлайн-сервисы по развитию интеллекта

Напоследок хочу поделиться с вами моими любимыми сайтами и приложениями с тренажерами для развития интеллекта. Надеюсь, вы найдете им применение.

Викиум

Сервис Викиум включает в себя более 40 тренажеров по развитию мозга. Все они довольно простые, так что вы с легкостью впишете тренировки в свое повседневное расписание. Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования, которое проходит каждый пользователь перед тем, как начать заниматься.

Викиум адаптирован для всех возрастов. Ребенку он поможет подготовиться к школе и повысить внимательность. Подростки и взрослые с помощью него смогут увеличить свою продуктивность, снизить количество ошибок во время работы и учебы и держать свой мозг в тонусе. Для людей преклонного возраста тренировки станут отличной профилактикой возрастных изменений мозга.

Также на сервисе есть очень интересные курсы. Например, курс Мышление Шерлока, где вас научат выводить логические умозаключения, распознавать обман и мыслить критически. Или курс Детоксикация мозга, где вы сможете очистить разум от деструктивных мыслей и установок.

4Brain

4Brain – ресурс, на котором собраны обучающие курсы по самым разным направлениям: от финансовой грамотности до актерского мастерства. Нам с вами в рамках работы над развитием интеллекта будут интересны несколько курсов.

Бесплатные:

  • Эмоциональный интеллект
  • Критическое мышление
  • Принятие решений

Платные:

  • Быстрое чтение
  • Мнемотехники
  • Когнитивистика

Битрейника

На Битрейнике можно тренировать интеллект отдельно, а можно выбрать программу для развития сразу нескольких функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. В основе тренажеров и игр лежат достижения когнитивной психологии. Ежедневные тренировки помогут вам сформировать в мозге новые нейронные связи.

Разработчики обещают первые результаты уже через 20 дней при условии, что заниматься вы будете 10–20 минут в день.

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете аж целых 52 тренажера. А еще там есть куча интересных тестов, в том числе на определение IQ. Отдельного внимания заслуживают задачи. Среди них логические, математические, геометрические, шахматные, задачи на эрудицию, ребусы… Большинство из них доступны бесплатно.

Если решили остановить свой выбор на этом сервисе, советую попробовать следующие тренажеры:

  • Фруктовая математика
  • Буквы и цифры
  • Визуальная геометрия
  • Анаграммы
  • Геометрические переключения

Здесь так же, как и на “Викиум”, помимо тренажеров, есть готовые курсы разной направленности: от развития памяти до изучения английского языка. Вам я советую курс Эмоциональный интеллект – он интересный, насыщенный и самобытный.

Методы развития

Развить интеллект можно, но для этого нужно регулярно стараться, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют разные методы развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

В развитии интеллектуальных способностей помогут:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно время для сна, отдыха, обучения, активных игр.
  3. Совместное чтение, которое лучше выполнять перед сном.
  4. Отсутствие жесткой психики, разработка системы похвал за достижения.
  5. Постановка ежедневных задач, их распределение по значимости.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от воспитания родителей, учителей в школе. При применении методик обучения нужно сводить их к игре. Так легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и веселым. В противном случае можно развить у него ненависть к образовательному процессу, что в будущем приведет к проблемам.

У взрослых

Для развития интеллекта нужно:

  1. Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
  2. Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
  3. Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
  4. Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
  5. Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
  6. Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно заниматься математикой.
  8. Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
  9. Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.

Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше

Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии

AI

Колоссальное отличие искусственного интеллекта (AI, artificial intelligence) заключается в том, что он изначально запрограммирован на определенные действия. В него заложен алгоритм, благодаря которому он выполняет те или иные функции. Например, нейросети — разновидность ИИ — могут создавать шедевры искусства: картины, музыку, литературные произведения. Но в них изначально заложена база знаний, на которые они опираются. Они с молниеносной скоростью обрабатывают огромные объемы информации для этого. Делает ли это искусственный интеллект умнее человека? Давайте посмотрим на неоспоримые преимущества AI:

  1. У него абсолютная память. Человек может что-то забыть, машина же — нет, она извлекает всю имеющуюся у нее информацию при необходимости.
  2. Он не может допустить ошибку по невнимательности или из-за усталости. Если алгоритмом заложено выполнять вычислительные операции, то ИИ будет это делать сколько потребуется.
  3. На него не влияют эмоции. В отличие от человека, машина не поддается манипуляциям и уловкам, она строго следует инструкциям вне зависимости от обстоятельств. Здесь может скрываться и опасность, поскольку эти действия могут быть, например, неэтичными — все зависит от того, как ее запрограммировать.
  4. Он дает все возможные прогнозы. Компьютер в состоянии просчитать абсолютно все варианты развития событий.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector