Что такое санкции? примеры простыми словами

Административно-правовые санкции

Ни одна страна не охватывает абсолютно все сферы деятельности. Это вызывает взаимную зависимость между государствами. В одной стране больше развивается наука, в другой – высокие технологии, в третьей – сельское хозяйство, в четвертой – добыча ресурсов и т. д.

Виды санкций и диспозиций в современном уголовном праве

Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные. Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК — «Похищение человека», статья 261 УК — «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК — «Утрата военного имущества».

— континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка); Юрисдикция аналогичная той, что в искл. Экономической зоне.

Относительно определенной санкцией устанавливается наказание с определенными высшими и низшими пределами его назначения. К примеру, в 1 час 105 статьи Уголовного кодекса РФ за убийство предусматривается такое наказание, как лишение свободы на срок от 6 до 15 лет (ограничивая свободу на срок до 2 лет либо без ее ограничения).

Абсолютные виды санкций

очень много норм с бланкетной диспозицией, в особенности в главах о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Порядок наказания за каждое преступление определяется Уголовным Кодексом. Наказание может вступить в силу только после решения суда. На суде определяется степень вины подозреваемого и строгость наказания (если подсудимый будет признан виновным).

Основные разновидности: абсолютно-определенные и неопределенные

Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой используемые виды санкций в уголовном праве, с примерами, характеризующими их особенности.

Санкции, носящие наименование абсолютно-определенных, устанавливают как единственно возможный вид наказания, так и его точный размер и, таким образом, исключают возможность осуществить выбор наказания. К примеру, лишение свободы пожизненно, штраф строго определенного размера, смертная казнь. Такого рода санкции в ныне действующем уголовном законодательстве не применяются, так как не предполагают какой-либо индивидуализации наказания применительно к непосредственным обстоятельствам совершения деликта и личностным особенностям преступника.

Такие виды санкций в уголовном праве, как абсолютно-неопределенные, не устанавливают разновидность и величину наказания, а лишь содержат такие не обладающие конкретностью формулировки, как: «применить наказание по всей строгости закона», «наказывается по законам военного времени» и т.п. В современном уголовном законе данная разновидность санкций вполне обоснованно не используется, поскольку наличие их влечет высокую вероятность судебного произвола и нарушения основополагающего принципа справедливости.

Антироссийские санкции

Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.

2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.

2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.

2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.

2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.

2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.

2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения. Расплачиваемся за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.

2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.

2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает нас в поставках оружия в Ливию.

РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.

Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений:

  1. Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
  2. Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
  3. Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
  4. Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
  5. Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
  6. Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
  7. Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
  8. Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
  9. Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).

Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век мы находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.

2 СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ВИДЫ

Социальный контроль как элемент 
социального управления осуществляется
в процессе субъектно-объектных 
отношений между субъектами и 
объектами социального управления.
Неотъемлемым признаком социального 
контроля является управленческое воздействие,
социология организаций и управления,
в процессе осуществления которого
его субъекты преследуют свои субъективные
интересы, а объекты — адаптируются
к объективным условиям формируемой 
в процессе социального контроля
социальной среды.

Субъекты социального контроля
представляют собой обособленные от
общества институционализированные общности,
обладающие собственными потребностями,
на удовлетворение которых они нацелены.

В зависимости от специфики деятельности
все субъекты социального контроля
могут быть разделены на два вида: экономические и административные.
Первый представлен хозяйствующими субъектами,
осуществляющими свою деятельность в
сфере экономических отношений. Здесь
можно выделить два подвида, исходя из
особенностей институциализации: предпринимательские
субъекты, представляющие собой переходную
форму между межличностным сообществом
и социальным институтом, и корпоративные
субъекты, представляющие собой продукт
социальной организации.

Второй вид субъектов этой группы
представлен административными 
органами власти, осуществляющими свою
деятельность в сфере социального 
управления по территориальному принципу.

Административные субъекты социального 
контроля в государствах федеративного 
типа могут быть разделены на три 
подвида:

— федеральные субъекты, представленные 
административными органами власти 
федерального уровня социального 
управления и их подразделениями 
на местах;

— региональные субъекты, представленные 
административными органами власти 
регионального уровня социального 
управления;

— муниципальные субъекты, представленные 
административными органами власти 
местного уровня социального 
управления.

Существуют также псевдосамостоятельные 
субъекты социального контроля (политические,
культурные, религиозные и др.), действующие 
в сфере идеологического влияния 
на общество. Такие субъекты демонстрируют 
обществу формальную самостоятельность,
но по сути своей деятельности являются
разновидностью административных агентов 
социального контроля. Кроме того,
следует выделить глобальные субъекты
социального контроля как самостоятельную 
разновидность субъектов социального 
контроля
административного вида, характеризующиеся 
особенной присущей только им спецификой
социального управления.

Основные виды внешнего контроля

Особенности внешнего контроля в том, что он обеспечивает стабильность в общественной жизни, прежде всего, благодаря формально определенным санкциям. Но стоит учитывать также и стремление индивидов к всеобщему одобрению и поощрению их действий, что часто выражается в неформальном виде.

Формальный

Предполагает наличие разработанной системы наказаний и мер принуждения, которые применяются к нарушителям общественного порядка. Реализуют эти меры правоохранительные органы. В России это полиция, прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, судебные приставы, Следственный комитет, ФСБ и другие инстанции, наделенные широкими полномочиями. Деятельность правоохранительных органов жестко регламентирована законом, а поведение сотрудников должно укладываться в рамки современного законодательства. Решения по конкретным нарушениям они принимают в соответствии с нормами права.

Даже недостаточный уровень правовой культуры общества в целом обеспечивает воздержание от запрещенных действий большинства индивидов из-за боязни наказания.

Неформальный

Проявляется в выражении одобрения или порицания поступков отдельных субъектов другими членами социума. Зачастую контроль осуществляется ближайшими родственниками или друзьями, коллегами, соседями, знакомыми. Важную роль также играет сформированное силами СМИ общественное мнение.

Несмотря на то, что формальные санкции к индивиду не могут быть применены, его действие может вызвать осуждение со стороны окружающих. Это может испортить репутацию человека и отношения с другими людьми, вызвать муки совести, что демонстрирует связь с самоконтролем личности. Среди неформальных мер могут быть: похвала или замечание, выговор или благодарность.

Прочие виды санкций

Помимо вышеперечисленных, также имеет смысл упомянуть еще и такие виды санкций в уголовном праве – отсылочные и кумулятивные. Что касается первых, то данные санкции не устанавливают наказание за совершение соответствующего деликта, а содержат в себе ссылку на санкцию какой-либо иной статьи уголовного закона. В настоящее время подобного рода наказания в действующем уголовном законодательстве не используются.

Санкции, именуемые кумулятивными, устанавливают возможность применения к виновному субъекту помимо основного также и наказания дополнительного характера, которое может быть как обязательным, так и факультативным. Например, применение к виновному субъекту наказания, предусматривающего лишение последнего свободы на конкретный срок с одновременным же лишением права занимать ряд определенных должностей в течение соответствующего количества лет.

Итак, рассмотрев все вышеприведенные разновидности санкций, которые применяются в современном уголовном праве, можно увидеть, что последние, будучи инструментом уголовно-правового регулирования, призваны гарантировать надлежащую защиту государственно-общественных и личностных интересов от разного рода преступных посягательств, а также обеспечить неотвратимость наказания при сохранении принципов законности и справедливости.

Причины введения ограничений

Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:

  • для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
  • Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
  • страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
  • Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.

Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.

Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.

Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (Германия) опубликовала пресс-релиз с результатами исследования, проведенного по ее заказу Институтом экономических исследований Ifo (Мюнхен). Согласно данным исследования, Германия ежегодно теряет 5,45 млрд евро, а Европейский союз – 21 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями. Опрос компаний, проведенный в ходе исследования, показал, что такие отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, обрабатывающая промышленность пострадали больше всего от введенных санкций.

Комментарий

Норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).

Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.

Пример

Статья 83 НК РФ предусматривает: «Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Статья 116 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.

Указанные выше правила, по сути, формулируют норму права:

Если в состав организации входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации (Гипотеза);

То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (Диспозиция);

К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ (Санкция).

В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Пример

Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ:

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от… до… лет», «наказывается лишением свободы на срок до… лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до… лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

Рубрики:

Социальные санкции: плюсы и минусы

Нельзя не признать, что санкции – очень действенный инструмент регулирования поведения людей. Это доказывается и многотысячелетним существованием человечества, и историческими фактами. Там, где люди отказались уважать нормы и традиции, а санкции переставали работать, происходили настоящие катастрофы: разрушались империи, исчезали с лица земли целые народы с их культурой и традициями. Самый яркий пример – Римская империя. Но о ней хотя бы помнят, а многие социумы канули в безвестность, не оставив следа.

Однако, признавая значимость и важность социальных санкций, нельзя не заметить их минусы и даже ощутимый вред, который они могут принести не только отдельным личностям, но и обществу в целом. Вот некоторые явно негативные аспекты социальных санкций:

Вот некоторые явно негативные аспекты социальных санкций:

  • Консерватизм. Общество развивается и меняется быстрее, чем традиции, нормы и, соответственно, защищающие и поддерживающие их санкции. Нередко привычные стереотипы и правила мешают двигаться вперед, а изгоями становятся самые прогрессивные и творческие личности.
  • Возможность использовать социальные санкции в корыстных целях. Отдельные люди или группы всегда находили возможность поставить, казалось бы, справедливые санкции себе на службу в соответствии с поговоркой: «Закон, что дышло – как повернешь, так и вышло».
  • Уравниловка. Уравнивая членов социума, санкции препятствуют проявлению индивидуальности. Ведь наказывается любое поведение, выходящее за рамки стандартного, общепринятого.
  • Жесткость, а нередко и жестокость. Воздействие санкций может нанести серьезный вред психическому здоровью отдельных наиболее чувствительных личностей. К тому же есть социальные группы (например, подростки или криминальные сообщества), где практикуются и физические наказания.
  • Поддержка конформизма, приспособленчества. Необходимость подстраиваться под требования общества, чтобы избежать наказания, побуждает людей приспосабливаться. А конформизм – это часто сделка с совестью, подавление собственной личности, отступление от своих принципов и идеалов.

Однако, несмотря на серьезные недостатки, санкции – пока самая эффективная форма организации сообщества. Какими бы они ни казались нам несправедливыми и подавляющими свободу личности, но ничего более правильного и действенного за десятки тысяч лет своего существования человечество не придумало.

Альтернативные и безальтернативные диспозиции права

В зависимости от вариативности сложных диспозиций, которые включают два или более правил, они могут быть построены как альтернативные либо безальтернативные.

Альтернативные диспозиции – это когда для реализации правила достаточно реализовать лишь одно из перечисленных прав, обязанностей и запретов. Рассмотрим пункт 3 статьи 32 Семейного Кодекса: «в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии». Здесь обе стороны имеют возможность своего личного выбора. Гипотеза звучит так: если стороны планируют заключить договор о разводе, то муж и жена могут сохранить общую фамилию или вернуть свои старые фамилии по собственному желанию.

Безальтернативные диспозиции – содержат несколько правил, при этом требуется реализация их всех в совокупности. Рассмотрим пример из п. 3 ст. 31 СК РФ. Это также сложная норма. Здесь мы видим то, что исполнение одной обязанности не освобождает ни одного из супругов от исполнения последующих, остальных обязанностей, перечисленных далее. Все обязанности, перечисленные в данной норме, супруги должны исполнять ради семейной жизни.

Классификация диспозиций

По конструкции и непосредственному содержанию различают следующие виды диспозиций в уголовном праве:

  • Простая – называет деликт, но при этом не раскрывает его признаки.
  • Описательная – содержит исчерпывающее описание ключевых признаков деликта.
  • Ссылочная – не описывает признаки деликта, а предлагает для установления последних обратиться к какой-либо другой статье УК.
  • Бланкетная – для установления признаков деликта отсылает к иным нормативно-правовым актам не обладающим уголовно-правовым характером.
  • Комбинированная (или смешанная) – включает в себя признаки либо ссылочной, либо бланкетной диспозиции в совокупности с признаками, относящимися к какой-либо прочей диспозиции.

Это интересно: Статья 1 УК РФ: уголовное законодательство Российской Федерации

Что такое правовая норма, и какова её структура

Все действующие законодательные нормы правового характера обладают структурой классического характера. Она состоит из таких взаимосвязанных элементов, как:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Гипотеза идентифицирует событие в соответствии с условиями его наступления, в отношении которого может быть применена норма законодательного акта. Она также может указывать на отсутствие фактора вины. Гипотеза позволяет соотнести модель поведения, являющуюся абстракционным эталоном с конкретной ситуацией, которая идентифицируется её участниками, а также местом и временем наступления происшествия. Диспозиция диктует правила поведения с законопослушной точки зрения, которым должны руководствоваться в процессе правоотношений все участники события.


Идентификация диспозиции

Санкции определяют последствия неблагоприятного характера реальных событий, которые наступают после нарушенных регламентированных диспозицией правил. В её содержании выражается отрицательное отношение власти к пренебрежению законодательных норм субъектами, являющимися физическими, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Отсутствие одного из компонентов позволяет чётко определить отношение структуры к правовой норме. Диспозиция позволяет выявить состав правонарушения при его сопоставлении с нормой поведения.

Методы уголовного права

Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы. Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.

Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательства представляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector