Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости

Как исчисляются и уплачиваются налоги

Расчет имущественных налогов физических лиц производят налоговые инспекции на основании сведений, поступающих из регистрирующих органов (из Росреестра –недвижимости и земле, из органов ГИБДД – по транспортным средствам.

Для уплаты налогов инспекция составляет и направляет гражданину налоговое уведомление с указанием сумм соответствующих налогов и данных, на основе которых они были рассчитаны. Способы отправления уведомления могут быть различными. В последнее время тем гражданам, у которых имеются личные кабинеты налогоплательщика, налоговые инспекции уведомления в бумажном виде не пересылают. Уведомления создаются в электронном виде, а доступ к ним возможен через личный кабинет.

Те граждане, у которых нет личного кабинета на сайте ФНС, могут сами установить удобный для себя способ получения уведомления, подав в налоговую соответствующее заявление.

Для всех налогов, относящихся к имущественным, установлен единый срок уплаты — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом. При этом обязанность по уплате налога возникает у гражданина не ранее даты получения налогового уведомления.

Существует несколько способов оплаты налогов, поэтому гражданин может выбрать для себя наиболее удобный или приемлемый вариант. Мы подробно на этом останавливаться не будем.

Налог уплачивается не более чем за три календарных года, предшествующие году направления налогового уведомления

Полезно иметь в виду, что, если общая сумма налогов, исчисленных налоговой, составляет менее 100 рублей, то инспекция не направляет гражданину налоговое уведомление. Но если по истечении календарного года истекут три года, предшествующие году направления налогового уведомления (то есть налоговая утратит право направлять налоговое уведомлении), то налоговая при любой сумме налогов пришлет уведомление.

Также полезно знать, что для всех видов налогов, связанных с имуществом, предусмотрены различные льготы.

Напомним, что:

  • ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц также устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов;
  • ставки и льготы по земельному налогу устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов;
  • ставки и льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными законами.

Порядок получения имущественного вычета

Чтобы сократить затраты граждан в процессе заключения сделки купли-продажи на рынке недвижимости, государство предоставляет покупателям имущественный вычет. Что представляет собой льгота?

Вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база в процессе приобретения жилья. Так как обязанности по уплате налога принадлежат продавцу, покупатель может получить вычет в размере 13 % от суммы сделки, но не более 260 тыс. руб. Сумма, с которой рассчитывается вычет, ограничена 2 млн. руб.

Средства, выплачиваемые покупателю, не восполняются. После исчерпания лимита на 100 % право компенсировать взносы в ФНС утрачивается.

Если имущественный сбор посчитан неправильно, то…

…тут возможны две ситуации. Если в саму формулу расчета закрались ошибки, то достаточно написать заявление в ФНС с описанием нарушений и подтверждающими документами.

Но ситуация осложняется, когда гражданин считает основу расчета налога — кадастровую стоимость своей недвижимости — ошибочной. Если она выше рыночной, то можно написать заявление в  Росреестр для организации повторного оценочного исследования, оспаривания существующей стоимости или обжаловать её  в суде. В правоохранительный орган можно обратиться и при несогласии с кадастровой стоимостью объекта недвижимости или суммой начисленного налога, а также в ситуации, когда  оценщики допустили методологическое нарушение про проведении кадастровой процедуры.

Как оспорить имущественный сбор?

Часто кадастровая оценка жилых помещений завышена, поэтому российские граждане часто обжалуют её, чтобы снизить размер ежегодного платежа. И им это удаётся: общие суммы, на которые получилось снизить сбор, производят впечатление. В прошлом году псковский региональный Росреестр рассмотрела 513 письменных требований граждан об уменьшении кадастровой цены недвижимости, удовлетворив триста восемьдесят шесть  обращений, что в денежном эквиваленте больше четырёх миллиардов рублей. Число граждан, оспаривающих результаты проведенной оценки, ежегодно становится всё больше.

Методов для оспаривания два – досудебный (обращение в спецкомиссию, которые созданы при региональных управлениях Россреестра) и судебный.

Алгоритм обжалования кадастровой стоимости

Таблица 3. Законные методы снижения кадастровой стоимости

Этап оспаривания кадастровой стоимости Что надо делать?
Досудебный. Этот способ менее затратен, чем судебное разбирательство Изучить рынок недвижимости и определить реальную стоимость спорного объекта, например, рассмотрев объявления о продаже аналогичного, находящегося в чьей-либо собственности помещения в том же регионе
Определить кадастровую стоимость объекта (сайт Росреестра)
Если результат сильно расходится (более 1 млн. рублей), то есть основание для обращения в суд, так как расхождения в кадастровой оценке объясняются несовершенством схемы измерения стоимости – использованием массовой оценки, когда специалисты сравнивают аналогичные объекты по информации из открытых источников, при этом даже не выезжают на сам объект
Написать заявление в компанию по кадастровой оценке, которая входит в ассоциацию оценщиков и заказать в ней новую оценку. Стоимость экспертизы – от трех до десяти тысяч рублей
Получить от организации отчет о проверке недвижимости и заключение, что он составлен по всем нормам
Обратиться с заявлением  в соответствующую комиссию при региональном Управлении Росреестра
Месяц ждать ответа ведомства. По оценке экспертов, в большинстве случаев он положительный
Судебный. Он обычно длится около четырех месяцев. Обычно правоохранительный орган требует проведения судебной экспертизы, которая  часто показывает нечто среднее между оспариваемой оценкой и независимым исследованием истца Написать исковое заявление с описанием проблемной ситуации
Приложить к нему отчет и заключение независимой оценочной компании, справку о кадастровой стоимости объекта (в ней должна быть указана оспариваемая сумма), документ, устанавливающий право собственности на недвижимость, и иные документы, подтверждающие неправильность результатов проведенной неправильной кадастровой оценки

Стоит ли обращаться в правоохранительные органы? Подсчитаем расходы и результаты: в большинстве случаев налогооблагаемую базу получается уменьшить на 35-40 процентов, а значит, снизится и фискальный сбор. Юридические услуги стоят в пределах тридцати-пятидесяти тысяч рублей, госпошлина – триста рублей  + траты на судебную экспертизу – если эти расходы окажутся гораздо меньше налога, то обращаться в суд необходимо.

Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ

  1. в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ;
  2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения в случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатовгосударственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января 2017 года, также определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Решение, предусмотренное частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, может быть принято не позднее 20 декабря 2016 года и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.

Налоговые льготы

По налогу на имущество предусмотрены вычеты. Налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость:

  • 20 кв. м квартиры или части дома;
  • 10 кв. м комнаты или части квартиры;
  • 50 кв. м жилого дома.

Пример. Определим налоговую базу по жилому дому площадью 140 кв. м и стоимостью 3 млн руб.:

  • Стоимость 1 кв. м = 3 000 000 / 140 кв. м = 21 428,57 руб.
  • Налоговый вычет = 50 кв. м * 21 428,57 = 1 071 428,5 руб.

Налоговая база = 3 000 000 – 1 071 428,5 = 1 928 571,5 руб.

Если в единый недвижимый комплекс входит жилой дом, то налоговая база уменьшается на 1 млн руб.

Для многодетных семей (3 и более детей) дополнительно к выше рассмотренным вычетам налоговая база уменьшается на стоимость:

  • 5 кв. м квартиры или ее части, комнаты на каждого ребенка;
  • 7 кв. м жилого дома или его части на каждого ребенка.

НК РФ установлены федеральные льготы разным категориям граждан. Они обязательны к применению на всей территории РФ. Местные власти могут их дополнять своими. Некоторые регионы ограничиваются только федеральными льготами.

Список граждан, которые имеют право вообще не платить налог на имущество или платить его в меньшем размере, внушительный. Посмотреть его можно в статье 407 НК РФ. Среди льготников герои Советского Союза и РФ, инвалиды, пенсионеры, люди, владеющие помещениями для осуществления творческой деятельности или собственники хозяйственных построек площадью менее 50 кв. м.

Правила получения льготы:

  1. Допустимо только для объектов, которые не используются для предпринимательской деятельности.
  2. Все объекты разделены на 5 категорий. Налогоплательщик может выбрать только один объект из каждой категории для получения льготы.
  3. Льготы имеют заявительный характер, т. е. налогоплательщик должен предоставить в ФНС заявление. Если объектов в собственности несколько, то владелец должен выбрать тот, по которому он хочет снизить налогообложение. Решение можно менять каждый год до 31 декабря отчетного периода.
  4. Если льготник не выбрал объект для льготного налогообложения, то налоговая инспекция освободит от уплаты налога тот, у которого наибольшая кадастровая стоимость.
  5. Документы, подтверждающие право на льготу, прикладывать к заявлению не надо. С 1.01.2018 ФНС сама запрашивает в соответствующих органах и проверяет необходимые сведения.
  6. Недвижимость стоимостью более 300 млн руб. не освобождается от уплаты налога на имущество.

Пример. Пенсионер имеет в собственности две квартиры и гараж. У него есть право на 100-процентное освобождение от налога на имущество. Объекты относятся к разным категориям недвижимости, поэтому пенсионер может не платить по одной из квартир и гаражу. Квартиру для льготного налогообложения он выбирает сам, или это делает за него ФНС.

Если налог по кадастровой стоимости получился больше, чем по инвентаризационной

В случае, если налог по кадастровой стоимости вышел больше, чем был раньше (в прошлых годах, когда он рассчитывался по инвентаризационной стоимости), то расчет ведется по другой формуле:

Налог к уплате = (Налог, рассчитанный по кадастровой стоимости – Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости

Понижающий коэффициент

При расчете налога по кадастровой стоимости предусмотрено применении понижающего коэффициента первые четыре года (начиная с 2015 года). В 2017 году понижающий коэффициент равен 0,6.

Пример № 6.

Рогов С.А. имеет в собственности квартиру общей площадью 50 кв. м., кадастровая стоимость которой равна 3 540 000 руб.

Субъект РФ, в котором расположена квартира Рогова, перешел на новый порядок уплаты налога с 2017 года. В 2016 году налог на имущество исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости и был равен 2 800 руб.

Так как при расчете исходя из кадастровой стоимости сумма налога значительно выше, чем при расчете исходя из инвентаризационной стоимости, расчет будет производится по формуле:

Налог к уплате = (Налог, рассчитанный по кадастровой стоимости – Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости

Отразим расчет в таблице:

Исходные данные

Расчет

Кадастровая стоимость (руб.)

7 854 960

Ставка по налогу

0,1%

Площадь квартиры

50 кв. м.

Размер налога, исчисленный к уплате за 2015 год по инвентаризационной стоимости (руб.)

2 800

Стоимость 1 кв. м. (руб.)

157 099

7 854 960 : 50

Налоговый вычет (руб.)

3 141 984

157 099 х 20

Налог, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости (руб.)

4 713

(7 854 960 – 3 141 984) х 0,1%

Сумма налога к уплате с учетом понижающего коэффициента

3 948

(4 713 – 2 800) х 0,6 + 2 800

Итого, Рогову А.П. в 2017 году необходимо будет уплатить налог в сумме 3 948 руб.

В 2018 году расчет налога за 2017 год будет произведен с учетом понижающего коэффициента 0,8, а в 2019 году налог будет рассчитан исходя из полной стоимости квартиры.

Налоговая декларация

^

Налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктом 1 и 1.1 статьи 386 НК РФ, налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации рассматривается налоговым органом по субъекту Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о порядке представления налоговой декларации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

В случае выявления причин, по которым уведомление не может рассматриваться основанием для представления налоговой декларации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ налогоплательщику направляется Сообщение налогового органа по субъекту Российской Федерации о результатах рассмотрения Уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.  

Положения пункта 1.1 статьи 386 НК РФ не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

За налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды налоговые декларации по налогу на имущество организаций представляются (в том числе в случае реорганизации или ликвидации организации):

  • до 03.11.2020 по форме и формату, утвержденному приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-1/405@;
  • с 03.11.2020 до 13.03.2021 по форме и формату согласно приказу ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.
  • c 14.03.2021 по форме и формату согласно приказу ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@.

Контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@, доведены письмом ФНС России от 15.11.2019 № БС-4-21/23253@.

Контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@, доведены письмом ФНС России от 30.09.2020 № БС-4-21/15947@.

Алгоритмы проверки расчета

Начиная с 2015 года на территории России постепенно вводится расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества. Его ввели уже во многих регионах.

Поэтому алгоритм проверки расчета будет зависеть от того, какой порядок расчета налога принят в вашем регионе (местности): исходя из кадастровой или исходя из инвентаризационной стоимости.

Чтобы налог считали исходя из кадастровой стоимости, решение об этом должны принять местные власти (власти городов федерального значения). Но сделать они это смогут только после того, как в регионе утвердят результаты кадастровой оценки. Если такое решение не принято, инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Однако независимо от решения местных властей платить налог с кадастровой стоимости надо:

  • по имуществу, которое включено в утвержденный региональный перечень;
  • по имуществу, которое еще не включено в региональный перечень, но образовано путем раздела объекта из утвержденного перечня.

Утвержденный перечень таких объектов региональные власти должны публиковать на своем официальном сайте. Найти объект в перечне можно по адресу его нахождения и кадастровому номеру.

В этот перечень региональные власти могут включить только следующие типы объектов:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения.

Если такой перечень не утвержден и нет решения местных властей о расчете налога исходя из кадастровой стоимости, то и с таких объектов инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Такой вывод следует из пунктов 7 и 10 статьи 378.2, статьи 402 Налогового кодекса РФ.

Для проверки расчета исходя из инвентаризационной стоимости следуйте следующему алгоритму:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Расчет исходя из кадастровой стоимости проверяйте в следующем порядке:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Внимание: первые четыре года с момента введения нового порядка расчета налога исходя из кадастровой стоимости являются переходными. На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан

На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан.

К примеру, в регионе новый порядок введен с 2015 года. Значит, переходным периодом, в котором налог надо считать по переходным правилам, будут 2015–2018 годы. А уведомление об уплате налога, рассчитанного по таким правилам, впервые придет в 2021 году.

Это следует из пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector