Интеллект в психологии: определение, структура, теории
Содержание:
- Что такое интеллект
- Что такое интеллект?
- Интересные факты о низком уровне IQ
- Чем отличается интеллигент от интеллектуала?
- Типы интеллекта
- Факторы, влияющие на интеллект
- Измерения интеллекта
- Интеллект: как формируется
- Гениальность
- Первичные умственные способности
- Рекомендации по развитию интеллекта
- Определение
- Интеллект: как развить
Что такое интеллект
Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.
Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.
Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.
Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации
Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.
Что такое интеллект?
Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта
Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.
Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.
Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.
Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.
Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.
Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.
Интересные факты о низком уровне IQ
Существуют определенные факты, говорящие о том, что человек обладает невысоким интеллектом. Индивида с низкими умственными способностями может выдать один из следующих признаков:
- Не понимает чувства и эмоции других людей.
- Полагает, что другие слишком чувствительны.
- Никогда не принимает отличную от своей точку зрения.
- Во всех своих проблемах и ошибках винит других.
- Характер отличается резкими и внезапными эмоциональными всплесками.
- Не может справиться с напряженными ситуациями.
- Эмпатия практически полностью или абсолютно отсутствует.
- Не умеет поддерживать дружеские отношения с людьми.
Важно помнить, что определение уровня интеллекта всего по нескольким показателям необъективно и не может являться аргументом, доказывающим отсутствие развитых умственных способностей у человека
Чем отличается интеллигент от интеллектуала?
Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения
Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека — высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция — часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами
Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.
Типы интеллекта
Теперь изучим восемь типов интеллекта по Гарднеру.
Визуально-пространственный интеллект
Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хорошо визуализируют вещи. Они часто хорошо разбираются в направлениях, а также картах, диаграммах, видео и изображениях. Могут реализовать себя в искусствах и инженерии.
Лингвистико-вербальный интеллект
Люди, обладающие сильным языково-вербальным интеллектом, отлично владеют словом как устно, так и на письме. Они имеют склонность к сочинительству, быстро запоминают информацию и любят читать.
Логико-математический интеллект
То, что у нас называют «техническим складом ума». Люди, обладающие сильным логико-математическим интеллектом, умеют рассуждать, распознавать закономерности и логически анализировать проблемы.
Телесно-кинестетический интеллект
Говорят, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хорошо двигаются и умеют контролировать своё тело. Люди, которые сильны в этой области, обычно обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью, умеют танцевать, с удовольствием занимаются спортом.
Музыкальный интеллект
Люди с развитым музыкальным интеллектом умело мыслят образами, ритмами и звуками. Они очень любят музыку и умеют с ней взаимодействовать, в том числе и сочинять. Хороши в игре на музыкальных инструментах, имеют чувство ритма и понимают структуру звука.
Межличностный интеллект
Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают и взаимодействуют с другими людьми. Они умеют оценивать эмоции, мотивацию, желания и намерения окружающих. Люди с межличностным интеллектом владеют природным навыком невербального общения, легко решают любые конфликты и налаживают отношения. Такой тип личности хорошо проявляет себя в психологии и преподавании, умеет руководить людьми за счёт развитой коммуникабельности.
Внутриличностный интеллект
Лица, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, отлично распознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Им нравится размышлять и анализировать себя, в том числе мечтать, изучать отношения с другими и оценивать свои личные сильные стороны. Есть выраженная склонность к рефлексии
Для личности с ярко выраженным интеллектом такого типа важно отстаивать свою точку зрения и границы. Такие люди могут попробовать себя в писательстве
Натуралистический интеллект
Натуралистика — дополнение к теории Гарднера, которое встретило большее сопротивление, чем его первоначальные семь видов интеллекта. По словам Гарднера, люди с высоким уровнем такого интеллекта больше приближены к природе и часто заинтересованы в изучении окружающей среды. Они могут становиться экологами или фермерами, работать в науках, связанных с естествознанием.
Критика
Теория Гарднера подверглась критике как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Скептики утверждают, что определение интеллекта, данное Гарднером, слишком широко, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, личностные качества и способности. Недостаточно также и внятных исследований на эту тему.
Особенности
В контексте этой теории речь действительно идёт о природный наклонностях: кто-то лучше разбирается в музыке, кто-то может реализовать себя в точных науках. Но в отличие от интеллекта в классическом смысле этого слова, интеллект Гарднера можно развивать, практикуясь и приобретая дополнительные навыки. Впрочем, это нельзя назвать недостатком.
Заключение
Согласно Гарднеру, каждый человек имеет свои сильные стороны и потенциал. Достаточно лишь изучить себя и найти его: это поможет наиболее эффективно распределять ресурс и быстрее добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо заниматься саморазвитием и учиться понимать свои чувства, эмоции, потребности. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Факторы, влияющие на интеллект
Основу развития умственных способностей человека составляют три основных фактора:
- Наследственность. Гены считаются одним из главных факторов. Опытным путем доказано, что в высокоинтеллектуальных семьях дети вырастают более развитыми, чем их сверстники. Показатели памяти, мышления, грамотности речи и способности к сосредоточенности у таких детей обычно выше.
- Окружающая обстановка. Именно она формирует систему ценностей, стремления и цели человека. Умение правильно избрать свою жизненную задачу помогает интеллекту развиваться в должной степени.
- Раса, пол и возраст. Ряд исследований подтверждает, что некоторые расы обладают признаками низкого интеллекта в гораздо большей степени, чем другие. Так, к примеру, европейцы в среднем умнее выходцев из Африки, а мужчины умнее женщин. Возраст тоже влияет на интеллект — пик развития умственных способностей приходится примерно на 25-летний возраст. В дальнейшем с возрастом интеллект постепенно угасает.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Интеллект: как формируется
С тем, что такое интеллект, стало понятно, но с его приобретением возникает много споров. Долгое время считалось, что развитие интеллекта связано почти исключительно с внешней средой. То есть, при доступности у ребёнка хорошего воспитания и качественного образования он обязательно приобретёт высокий интеллект и наоборот — нищета, ограниченность не позволят развить базовые зачатки интеллекта до сколь-нибудь значимого уровня.
Позже стали полагать большие надежды на наследственность, вплоть до появления идей евгеники. Люди верили, что исключительный интеллект ребёнок может получить лишь благодаря выдающимся родителям и проявит его независимо от воспитания.
С развитием генетики акцент сместился в эту сферу и многие ожидали успехов от поиска определённых генов. Учёные посчитали, что если есть цепочки, отвечающие за цвет, размер, конкретное заболевание и т. п., то должны быть найдены и гены, определяющие умственные способности
Это, во-первых, подтвердило бы важность наследственности, а во-вторых, дало бы теоретическую возможность конструирования генотипа для наделения потенциалом высокого интеллекта любого ребёнка
Противоречия в исследованиях
В результате исследования привели к противоречию. Генетическая связь, действительно, существует, однако интеллект маркируется разнообразными полигенными сочетаниями, каждое из которых способствует определённой характеристике. То есть, невозможно выделить какой-то один ген или одну их последовательность. Также, генетический анализ показал неоднозначность передачи генов. Конечно, родители передают потомству свой генофонд, однако полученная смесь вовсе не гарантирует идентичность активных цепочек генов изначальным наборам. Вполне вероятна даже обратная возможность — оба родителя передадут свои худшие части, а не те, которые хотелось бы. Кроме того, можно говорить, что генетика отвечает только за 40-50% потенциального интеллекта, а остальное человек накапливает самостоятельно, чему, безусловно, будет способствовать благоприятная среда обитания.
Иными словами, ребёнок с хорошей наследственностью, помещённый в неблагоприятные условия, будет проявлять свои способности, пытаясь их изменить к лучшему, а не будет подавлен ими. Другой вопрос, что без удачи ему вряд ли удастся добиться реально высоких показателей. И, наоборот — без полезного генного багажа ребёнка можно со временем подтянуть до приемлемого уровня, но никакие преференции не позволят ему прыгнуть выше головы.
Гениальность
Гениальность представляет собой экстремальное состояние интеллектуального творчества. Такая степень интеллектуального потенциала приводит к созданию особо выдающихся результатов.
У гениальности есть свои характеристики психологической и даже физиологической организации. Так, она зависит от уровня энергетики — в том числе от нюансов движения крови, обмена веществ, вентиляции легких.
Кроме того, у человека обязательно должна быть высокая мотивация — без важной цели гениальность не проявится, так как человека будет все устраивать в текущем положении вещей. А зачем тогда прилагать мыслительные и креативные усилия, зачем искать свою «эврику»?. Отсюда вывод: чтобы творить гениальные вещи, не обязательно быть гением от рождения
Отсюда вывод: чтобы творить гениальные вещи, не обязательно быть гением от рождения.
Этого состояния можно достичь, увлекшись чем-то «с головой» и активизировав максимум своего интеллектуального потенциала для поиска эффективного решения, от чего зависит удовлетворение важной цели. Мы желаем вам найти такую цель и идти к ней, ни перед чем не останавливаясь
И, конечно, познавать свои возможности — а в этом помогут курсы Викиум. Например, «Целеполагание» — это замечательная система для выстраивания своей жизни в стройную и гармоничную систему. И, разумеется, этот курс нужен для повышения интеллектуального потенциала
Мы желаем вам найти такую цель и идти к ней, ни перед чем не останавливаясь. И, конечно, познавать свои возможности — а в этом помогут курсы Викиум. Например, «Целеполагание» — это замечательная система для выстраивания своей жизни в стройную и гармоничную систему. И, разумеется, этот курс нужен для повышения интеллектуального потенциала.
Желаем вам удачи в покорении новых вершин!
Первичные умственные способности
Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.
Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.
- Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
- Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
- Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
- Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
- Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.
Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.
Рекомендации по развитию интеллекта
Развить свои умственные способности несложно. Достаточно уделять этому процессу 20–30 минут в день. Конечно, не стоит надеяться на заоблачные результаты. Гениями вроде Эйнштейна или Ньютона наши рекомендации и упражнения вас не сделают. Зато они помогут реализовать заложенный в вас потенциал, повысят эффективность деятельности и в целом сделают жизнь более продуктивной.
Больше читайте
Чтение – пожалуй, лучший способ развития интеллекта. Читая хорошую литературу, мы расширяем кругозор, учимся логически мыслить, развиваем фантазию и образное мышление. Под хорошей литературой в первую очередь я подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии, научные труды.
Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте. 30 книг в год – минимум, необходимый для того, чтобы держать мозг в тонусе. Получится больше – прекрасно!
Расширяйте кругозор
Мы с вами уже выяснили, что бесполезных знаний не бывает. Чем больше их в вашем багаже, тем больше в вашем мозге сформировано нейронных связей. Поэтому всегда ищите возможность узнать что-то новое.
Читайте научно-популярные статьи, смотрите познавательные передачи, интересуйтесь происходящими в мире событиями. И обязательно размышляйте над тем, что узнаете, выражайте свое мнение, обсуждайте с друзьями. Стремитесь к тому, чтобы стать настоящим эрудитом. Это не только поможет вам развить интеллект, но и сделает общение с вами ценным и интересным.
Копайте глубже
Очень важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Ищите возможность углубить и обогатить уже имеющиеся знания
У вас должна быть область, которую вы знаете вдоль и поперек. Лучше всего, если это будет ваша профессия.
Если в процессе расширения кругозора мы формируем новые нейронные цепи, то, работая над углублением своих знаний, мы устанавливаем связи между уже имеющимися нервными цепочками. В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Часть из них переходит на бессознательный уровень, освобождая наше сознание. На этом этапе подключается интуиция.
Вспомните, как Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу. Он долгие годы изучал свойства элементов, много размышлял и работал над проблемой. В итоге последний штрих за него сделал мозг, подарив ему гениальную идею во сне.
Занимайтесь творчеством
Даже если вы никогда не держали кисти в руках и медведь вам на ухо наступил, это не повод отказываться от творчества. Ваша задача не создавать мировые шедевры, а разгрузить мозг. Постоянно занимаясь умственной работой, наше мышление притупляется и начинает испытывать голод по простым и понятным стимулам.
Рисование, лепка, шитье, музыка – выбирайте занятие, которое вам по душе. Уделяйте ему хотя бы пару часов в неделю. Этого достаточно, чтобы дать мозгу отдохнуть от однотипной работы.
Тренируйте память
Память и интеллект – две тесно связанные функции мозга. От того, насколько хорошо вы способны запоминать новую информацию, зависит эффективность всех интеллектуальных процессов.
Для тренировки памяти можно учить стихи, песни, монологи. Также отлично подойдут различные тренажеры и приложения – про них мы расскажем ближе к концу статьи.
Учитесь мыслить позитивно
Не всегда жизнь идет как по маслу. Некоторые обстоятельства могут всерьез выбивать нас из колеи. Но вы ведь помните, зачем нам в первую очередь нужен интеллект? Для адаптации к окружающему миру. А значит, он должен быть гибким и помогать нам выходить из сложных ситуаций.
А наша задача – не мешать ему в этом. Запретите себе унывать и сдаваться, научитесь доверять себе и верить в свои силы. Это даст мощный толчок для развития вашего интеллекта и здорово повысит мотивацию. Думайте о каждом испытании как о шансе стать лучше.
Больше общайтесь
Человек – существо социальное. Все функции мозга заточены под социальное взаимодействие
Поэтому общение очень важно для интеллектуального развития. В собеседники выбирайте людей эрудированных, разносторонне развитых, превосходящих вас по умственным способностям
Общаясь с такими людьми, вы будете тянуться за ними и перенимать полезные мыслительные привычки и паттерны. А еще – каждый день узнавать что-то новое и расширять свой кругозор. И запомните: под качественным общением понимается не праздная болтовня и перемывание косточек вашим общим знакомым, а обсуждение каких-то важных вопросов в рамках совместной деятельности.
Определение
Социальный интеллект – это целый ряд способностей и навыков, которые помогают развивать свою социальную деятельность.
Овладевая определёнными навыками человек, грамотно строит социальные отношения. Под данными навыками подразумевают навыки чувствовать настроение окружающих, понимать точку зрения другого человека, легко находить общий язык с представителями разных социальных слоев.
Помимо самого понятия социального интеллекта, существует несколько подтипов – социальное восприятие и социальные способности. Под восприятием понимают момент способности считывать информацию о человеке
Однако, уметь получать информацию не достаточно, важно иметь социальные способности, которые помогут использовать полученную информацию
Существует и более простое объяснение данного понятия. социальный интеллект помогает внимательно слушать собеседников при этом грамотно поддерживая разговор. Под понятие социального интеллекта попадает и репутация человека. Умение управлять репутацией позволяет правильно производить впечатление на окружающих. Более того, люди, которые овладели навыками социального интеллекта, даже спорные вопросы решают совершенно по-другому. Они умеют выслушать собеседника при этом не унизить его своим мнением.
Интеллект: как развить
Интеллект имеет интересную особенность и это его постоянность. Если, к примеру, качественно проверить его уровень у человека в возрасте 10 и 80 лет, он окажется приблизительно одинаковым. Разница только в линейном изменении соотношения его составляющих. Если в детстве около 20% интеллекта определяет наследственность, а остальное внешняя среда, то к старости интеллект уже на 60% зависит от генов. Познавательная статья об эмпатии и эмпатах.
Умственные способности можно тренировать так же, как и физическое тело. Чем больше уделять времени для развития интеллектуальных способностей, тем легче человеку будет в будущем решать различные задачи, которые требует умственного напряжения. Казалось бы, что нет никакой пользы от школьного образования, но это совсем не так. Базовые дисциплины позволяют формировать нейронные связи, а они в свою очередь влияют на общее умственное развитие. Немаловажным в развитие интеллекта является занятие спортом. Каждому известно, что физические нагрузки не только стимулируют, но и улучшают кровообращение, которое необходимо для положительной активности мозга.
Ряд исследований показывает, что определённую роль в формировании интеллекта играет питание. Это относится как к матери во время беременности, так и к детям в раннем возрасте. Так что, придерживаться диетологических рекомендаций стоит не только ради физического здоровья, но и для обеспечения умственного развития. Конечно же, не существует «супереды» для гениев, главное — достаточность и сбалансированность.
Тренировки для взрослых
Итак, становится очевидным, что взрослому человеку значительно развить интеллект, а именно его уровень не удастся. Однако если ставить задачу несколько повысить уровень IQ (понятие, которое основывается, по Спирмену, на G-факторе), то можно подвергать свой мозг следующим тренировкам:
- изучение иностранных языков;
- решение математических задач;
- развитие краткосрочной и долгосрочной памяти;
- занятие логическими играми;
- проведение опытов с абстрактным мышлением.
При этом важно понимать, что цифра IQ сильно зависит от способа тестирования и показывает лишь общий уровень
Если есть конкретная цель повысить коэффициент интеллекта, то следует уделить внимание развитию наиболее соответствующих задаче способностей. Большая часть харизматичных людей обладают высоким интеллектом и это не просто так, а о харизме можно прочесть здесь