Функции центрального банка

Содержание:

О понятии

Центробанк – главный финансовый орган страны, обеспечивающий устойчивость рубля, поддержание ценообразования и создание условия для роста национальной экономики.

Многие ошибочно ставят ЦБ в ряд с другими банками страны – Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк и пр. Центральный банк России – это учреждение с особыми правилами и условиями, имеющее отдельный правовой статус и специфические функции, отличные от прочих банков.

Полномочия, функции, статус Центробанка закреплены в Конституции и законе о ЦБ. Его уставной капитал является собственностью Российской Федерации.

ЦБ имеет право владеть и распоряжаться федеральным имуществом, в то время как остальные банки не могут совершать какие-либо манипуляции с капиталом без одобрения Центрального учреждения. Именно ЦБ хранит золотовалютные резервы РФ.

Целью ЦБ не является получение прибыли. Свое содержание он обеспечивает самоокупаемостью. При этом 75 % заработанного перечисляется в госбюджет.

Главный банк России имеет в своей структуре множество противоречий и правовых пробелов:

  • ЦБ – юридическое лицо, в то же время не имеет организационно правовой формы. Это ни ООО, ни ПАО и ни какая иная организационно-правовая форма, прописанная в ГК РФ. Центробанк существует вне гражданско-правового поля.
  • ЦБ не подчиняется ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветви власти. В правовых актах нет данных о том, какой ветвью является банк.
  • ЦБ не отвечает по денежным обязательствам своего государства. В случае, к примеру, чрезвычайного положения РФ не сможет взять кредит в главном банке. В то же время ЦБ активно выдает кредиты другим странам.

Полномочия Центробанка в сфере финансовой деятельности

Примечание

Статус, цели, функции, обязанности и полномочия деятельности Центробанка закреплены в Конституции РФ, а также в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Центробанк является финансовым агентом правительства. В связи с этим он выполняет несколько задач:

  • осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга;
  • контролирует кассовое исполнение бюджета;
  • ведет текущие счета правительства;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие ценных бумаг, монет и денежных банкнот;
  • переводит валютные средства при расчете с правительствами других стран.

Центробанк получает доход за выполнение этих операций. Однако получение прибыли не является главной целью ЦБ, так что большая часть денег становится активами банка или отчисляется в государственный бюджет. В традиционном понимании Центробанк самоокупаем.

Центробанк также играет роль кредитора государства. При необходимости восполнить государственный бюджет в условиях дефицита или покрыть государственные затраты ЦБ выдает правительству один из трех вариантов кредита: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) или долгосрочный (более 5 лет).

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

Департамент
финансовых технологий

И.В.
Зимин

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

ТЦ «Нудоль» Банка России
С.Е. Кутасов

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя —
руководитель Главной инспекции Банка России

В.А.
Сафронов

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Департамент обеспечения
банковского
надзора

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования

А.А.
Лобанов

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

М.А.
Ковригин

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

Е.И.
Курицына

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

В.В. Медведев

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
О.Н. Беленко

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инвестиционных финансовых посредников

К.В.
Пронин

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент
управления данными

А.А.
Луковников

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

Специфика работы региональных структур ЦБ

В вертикальную систему управления ЦБ РФ входят, как мы отметили выше, региональные структуры главного банка государства. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.

Можно отметить, что наименование территориальных подразделений ЦБ РФ может различаться в зависимости от статуса субъекта федерации. Например, в республиках соответствующие кредитно-финансовые учреждения могут именоваться Национальными банками. Вместе с тем, они не имеют юридической самостоятельности и не могут издавать правовые акты, выдавать какие-либо гарантии и оформлять поручительства без одобрения Совета директоров центрального аппарата ЦБ, функционирующего на федеральном уровне. Задачи и функции региональных структур ЦБ РФ определяются в Положении, которое утверждается Советом директоров центрального аппарата Центробанка. В свою очередь, аналогичным статусом, что и Национальный банк республик РФ, обладают главные управления ЦБ в городах федерального значения, краях, областях, а также автономных округах России.

Результаты работы банковского сектора

Итак, отмеченные нами выше цели и функции ЦБ предполагают корреляцию с работой структурных подразделений российского Центробанка. Все они выстроены в централизованную систему. В ЦБ РФ, таким образом, реализован принцип вертикального управления.

В структуре Центробанка присутствуют:

  • центральный аппарат;
  • региональные учреждения;
  • РКЦ;
  • вычислительные центры;
  • хранилища;
  • дополнительные учреждения, выполняющие вспомогательную функцию относительно работы ключевых структур.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Можно отметить, что наименование территориальных подразделений ЦБ РФ может различаться в зависимости от статуса субъекта федерации. Например, в республиках соответствующие кредитно-финансовые учреждения могут именоваться Национальными банками. Вместе с тем, они не имеют юридической самостоятельности и не могут издавать правовые акты, выдавать какие-либо гарантии и оформлять поручительства без одобрения Совета директоров центрального аппарата ЦБ, функционирующего на федеральном уровне.

Задачи и функции региональных структур ЦБ РФ определяются в Положении, которое утверждается Советом директоров центрального аппарата Центробанка. В свою очередь, аналогичным статусом, что и Национальный банк республик РФ, обладают главные управления ЦБ в городах федерального значения, краях, областях, а также автономных округах России.

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2020 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства – до 0,4 %.

В 2020 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным — сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2020 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы — выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Центральный банк России государственный или нет

На банковских форумах нередко встречается вопрос: можно ли считать Центробанк государственным? Давайте попробуем в этом разобраться .

Центральный банк действует на финансовом рынке подобно коммерческой структуре. Он покупает и продает ценные бумаги, торгует иностранной валютой, получает доход от кредитования коммерческих банков. По Федеральному закону № 86 о Центральном банке Российской Федерации, он не зависит от правительства и проводит собственную кредитно-денежную политику. Формально это юридическое лицо, наделенное уставом, капиталом и имуществом. Центробанк не обязан финансировать бюджетный дефицит страны или регионов. Более того, он не имеет права выдавать даже кредиты на эти цели. Таким образом, не совсем правильно считать ЦБ государственным.

Если же смотреть на контрольные функции Центрального банка, то в этом качестве он выступает как государственное ведомство. ЦБ работает в тесном взаимодействии с министерствами и другими государственными структурами. Правительство является заказчиком экономических прогнозов, продает через Центральный банк государственные облигации федерального займа (ОФЗ). Также инфраструктура банка используется для проведения финансовых операций, бюджетных платежей и расчетов государственных органов и субъектов Федерации. Хотя ЦБ и не подчиняется законодательной власти в лице Думы и Совета Федерации, но председатель Банка России ежегодно выступает перед ними с отчетом. Получение прибыли не является целью деятельности главного банка страны. К тому же она почти в полном объеме поступает в бюджет.

Итак, отвечая на вопрос о том, является ли ЦБ государственным органом или независимой структурой, мы приходим к выводу что он — не то и не другое. Центральный банк имеет особый статус финансового регулятора и проводит самостоятельную политику в рамках своих полномочий.

Защита национальной валюты

В большинстве современных государств курс валюты формируется преимущественно исходя из свободно функционирующего механизма спроса и предложения на международном рынке. То, сколько стоит рубль, определяется, таким образом, под существенным влиянием внешнеэкономических факторов.

Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ в значительной степени направлены на то, чтобы выявлять среди данных факторов те, которые воздействуют на национальную валюту РФ негативно, не имеют рыночной природы. Если даже их действие вполне легитимно, но активность не соответствует интересам государства, Банк России может противодействовать им. Каким образом? Посредством каких методов?

Прежде всего, это проведение при необходимости валютных интервенций — сессий покупок или продаж имеющейся в распоряжении национальной или иностранной валюты в целях повышения или, наоборот, уменьшения уровня ее предложения на рынке. Создав, к примеру, переизбыток долларов на том участке рынка, в котором торгуется рубль, ЦБ РФ может способствовать снижению его курса. В свою очередь, национальная валюта РФ дорожает.

Однако сейчас политика и цели Центрального Банка России предполагают ограниченное вмешательство в рыночные механизмы формирования курса рубля. Главным образом, это связано с тем, что основной ресурс для проведения ЦБ РФ валютных интервенций — денежные резервы государства. В силу влияния кризисных трендов руководство ЦБ РФ предпочитает не расходовать их на вмешательство в рыночные механизмы, формирующие курс.

Функции

Деятельность Центробанка осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Разработка и реализация кредитной политики совместно с Правительством.
  2. Монопольное право на выпуск денег, разработку дизайна монет и купюр, а также изъятие из обращения старых денег.
  3. Контроль и регулирование деятельности всех финансовых и некредитных организаций. Прямого контакта с физическими лицами банк не имеет.
  4. Регулирование официального курса рубля относительно иностранных валют.
  5. Разработка правил проведения банковских операций.
  6. Прогнозирование экономического развития страны.
  7. ЦБ является как бы банкиром Правительства, обслуживая госбюджет.

На некоторых функциях я хотел бы остановиться и рассмотреть их более детально.

Контроль деятельности банков страны

Данная функция, в том числе, предусматривает выдачу, приостановление и отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности.

Немного статистики:

  • За 2015—2016 гг ЦБ отозвал лицензии у 184 банков.
  • За 2017—2018 гг – у 85.

Лицензии были отозваны не только у мелких коммерческих учреждений: в списке ликвидированных оказались и те, кто входил в ТОП-50 крупных банков, например, банк Югра.

Поскольку вклады физлиц застрахованы на 1 400 000 рублей, вкладчики получили свои деньги обратно за счет Агентства по страхованию (АСВ). Все те, кто доверил банку большую сумму, были поставлены в очередь за остатками.

В процессе закрытия финансовых компаний больше всего пострадали юридические лица, чьи расчетные счета для обслуживания бизнеса были открыты в этих банках.

Утверждение ключевой ставки по вкладам и кредитам

Ключевой ставкой называется ставка, по которой берут займы в Центральном банке все коммерческие банковские учреждения. Соответственно, чем выше ключевая ставка, тем менее привлекательными становятся потребительские кредиты, выдаваемые населению.

С этой функцией ЦБ тесно связана другая – регулирование кредитной политики и вытекающее отсюда снижение инфляции и повышение покупательской способности. Проще говоря, когда ставка ЦБ стоит на низкой отметке, дешевыми становятся и займы для физлиц.

Население начинает больше покупать, производители наращивают выпуск продукции. Увеличивается спрос, ползут вверх цены, а следом и инфляция. Чтобы снизить этот рост, ЦБ повышает ключевую ставку.

Курсовая политика Банка России в 1999–2010 годах

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

При этом задачей Банка России было последовательное сокращение вмешательства в процессы рыночного курсообразования и подготовка к переходу к плавающему валютному курсу, необходимому для реализации независимой денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение внутренней ценовой стабильности мерами процентной политики (режима инфляционного таргетирования).

С 2005 года Банк России в качестве операционного ориентира курсовой политики начал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины из доллара США и евро. Для данного показателя Банком России был установлен интервал допустимых значений (операционный интервал), на границах которого осуществлялись валютные интервенции (конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом и внебиржевом сегментах межбанковского валютного рынка; до 2005 года Банк России осуществлял валютные интервенции только в сегменте рубль/доллар США), препятствующие чрезмерным колебаниям стоимости бивалютной корзины. Границы операционного интервала пересматривались Банком России с учетом тенденций в динамике показателей платежного баланса России и конъюнктуры внутреннего валютного рынка.

С учетом возрастающей роли евро во внешнеэкономических операциях России и по мере развития соответствующего сегмента внутреннего валютного рынка доля евро в структуре бивалютной корзины последовательно увеличивалась. С февраля 2007 года структура бивалютной корзины состояла 45 евроцентов и 55 центов США. Использование данного механизма позволило сглаживать колебания курса рубля к основным мировым валютам, при этом обеспечив более гибкое курсообразование.

В конце 2008 — начале 2009 года Банк России продолжил изменение механизма курсовой политики, пересмотрев его параметры с учетом резкого изменения условий внешнеэкономической деятельности России, определяющихся ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках (см. Годовой отчет Банка России за 2008 и 2009 годы). С февраля 2009 года Банк России перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема совершаемых интервенций. При введении данного механизма в феврале 2009 года ширина плавающего операционного интервала составляла 2 рубля и затем несколько раз увеличивалась Банком России в целях повышения гибкости курсообразования.

В октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. Фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину действовали с 23 января 2009 года.

Функции ЦБ

Центробанк выполняет следующие основные функции:

  1. Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
  2. Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
  3. Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
  4. Управляет золотовалютными резервами страны.
  5. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
  6. Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
  7. Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
  8. Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.

Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.

Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.

Контроль деятельности коммерческих банков

Немного статистики:

  • за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
  • в 2016 году – у 94;
  • в 2017 – у 47;
  • в 2018 – пока у 38.

И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.

Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.

Установление ключевой ставки

В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?

Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.

С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.

Регулирование валютного курса

У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?

Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.

Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.

Председатель Банка

Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.

Председатель:

  • действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
  • присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
  • подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
  • несет полную ответственность за деятельность ЦБ.

Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.

Курс национальной валюты

Можно сделать вывод, что действует режим плавающего курса. На ценность национальной валюты Российской Федерации может влиять ряд факторов. К ним относятся следующие:

  1. Темп экономического роста.
  2. Экспортные и импортные цены.
  3. Уровень инфляции.
  4. Процентные ставки, которые действуют на территории Российской Федерации и за ее рубежом.

В Конституции Российской Федерации прописано, что одной из основных целей денежно-кредитной политики, которая осуществляется Центральным банком, является защита рубля и обеспечение его устойчивого состояния. Это не предполагает того, что курс национальной валюты должен быть фиксированным. Это означает то, что рубль должен сохранять свою покупательную способность. А это уже, в свою очередь, достигается за счет снижения уровня инфляции. К тому же уменьшение инфляции должно носить постоянный характер, а не быть временным явлением.

Достижение всех этих целей приводит к тому, что возрастает доверие бизнеса и населения Российской Федерации к национальной валюте, что способствует росту экономики страны. Плавающий курс рубля дает возможность Центральному банку обеспечить стабильность цен

Именно поэтому функция банка по защите национальной валюты является очень важной

Инструменты ЦБ

Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • утверждение ключевой ставки по основным операциям;
  • формирование резервных требований;
  • осуществление транзакций на открытом рынке;
  • кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
  • валютное регулирование;
  • эмиссия собственных активов.

В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов — приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.

Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:

  • макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
  • эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.

Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.

Разница между функциями и задачами центрального и коммерческих банков

Начальные понятия о банковской системе можно получить из курса обществознания.

Банковская система Российской Федерации относится к двухуровневой системе, представленной основным центральным банком и коммерческими банками.

К коммерческим финансовым учреждениям относятся организации, занимающиеся обслуживанием как юридических, так и физических лиц. Первостепенной их целью служит извлечение прибыли, называемой маржой.

В отличие от коммерческих финансовых учреждений, ЦБ во главу угла ставит не получение доходов от деятельности, а обеспечение стабильности финансового рынка страны.

Центробанк напрямую не сотрудничает с юридическими и физическими лицами, осуществляя взаимодействие с ними посредством коммерческих банков. Коммерческие финансовые учреждения хранят в главном банке резервные денежные средства, служащие для погашения депозитов. ЦБ выполняет роль кредитора в отношении других банков.

Чтобы понять разницу в задачах ЦБ и коммерческих банков, следует перечислить основные функции коммерческих финансовых учреждений:

  1. Посредничество в кредитах, заключающееся в перераспределении денежных средств, высвобождаемых в процессе капиталооборота предприятий и доходов физических лиц.
  2. Стимулирование создания накоплений в производственной и хозяйственной деятельности.
  3. Посредническая деятельность при совершении платежей.

Нужна ли ЦБ независимость?

Итак, должен ли ЦБ быть независимым от правительства? Есть две полярные точки зрения на этот счет.

Первая предполагает — да, ЦБ должен быть как можно более независимым от других политических институтов. Это предопределяется законами капиталистической экономики, по которым чем большую свободу действий имеет тот или иной субъект рынка, тем более эффективно развивается хозяйственная система — в той или иной отрасли либо в масштабах государства в целом.

Основной контраргумент отмеченной позиции — независимость ЦБ хороша ровно до того момента, пока в экономике не начался кризис. После этого действия ЦБ, продиктованные неким анализом и расчетами, в которых всегда может закрасться ошибка, могут предопределить возникновение масштабного социально-политического кризиса. В подобных сценариях Центробанк должен, и это как минимум, учитывать позицию правительственных структур, а лучше всего — приводить свои активности в соответствие с теми приоритетами, что формируются на уровне небанковских политических институтов.

Каков статус ЦБ РФ, насколько он независим от государственных структур? С одной стороны, в законодательстве РФ есть формулировки, по которым основные функции и задачи ЦБ РФ предполагают активности при условии суверенитета ЦБ относительно Правительства. С другой стороны, ЦБ РФ подотчетен органам власти — в частности Государственной Думе. Таким образом, российский Центробанк юридически имеет возможность действовать независимо, на практике — реальное задействование соответствующих полномочий проследить сложно.

В сообществе российских экспертов распространен тезис в подтверждение независимости ЦБ, который заключается в фактическом нежелании Центробанка России пускать золотовалютные резервы государства на инфраструктуру либо решение социальных задач — вместо этого ЗВР продолжают держаться в иностранных активах. В этом смысле активности Банка России могут оцениваться как несоответствующие приоритетам Правительства. Есть и контраргумент данному тезису — на данный момент ЗВР, исходя из макроэкономических реалий, не вполне целесообразно использовать как инвестиционный ресурс. Лучше пусть это будут резервы на случай кризисов в экономике. Как только необходимость в использовании ЗВР как инструмента инвестиций появится, и правительство РФ подтвердит это, ЦБ высвободит соответствующие резервы, полагают исследователи.

Функции

Деятельность Центробанка осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Разработка и реализация кредитной политики совместно с Правительством.
  2. Монопольное право на выпуск денег, разработку дизайна монет и купюр, а также изъятие из обращения старых денег.
  3. Контроль и регулирование деятельности всех финансовых и некредитных организаций. Прямого контакта с физическими лицами банк не имеет.
  4. Регулирование официального курса рубля относительно иностранных валют.
  5. Разработка правил проведения банковских операций.
  6. Прогнозирование экономического развития страны.
  7. ЦБ является как бы банкиром Правительства, обслуживая госбюджет.

На некоторых функциях я хотел бы остановиться и рассмотреть их более детально.

Контроль деятельности банков страны

Данная функция, в том числе, предусматривает выдачу, приостановление и отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности.

Немного статистики:

  • За 2015—2016 гг ЦБ отозвал лицензии у 184 банков.
  • За 2017—2018 гг – у 85.

Лицензии были отозваны не только у мелких коммерческих учреждений: в списке ликвидированных оказались и те, кто входил в ТОП-50 крупных банков, например, банк Югра.

Поскольку вклады физлиц застрахованы на 1 400 000 рублей, вкладчики получили свои деньги обратно за счет Агентства по страхованию (АСВ). Все те, кто доверил банку большую сумму, были поставлены в очередь за остатками.

В процессе закрытия финансовых компаний больше всего пострадали юридические лица, чьи расчетные счета для обслуживания бизнеса были открыты в этих банках.

Утверждение ключевой ставки по вкладам и кредитам

Ключевой ставкой называется ставка, по которой берут займы в Центральном банке все коммерческие банковские учреждения. Соответственно, чем выше ключевая ставка, тем менее привлекательными становятся потребительские кредиты, выдаваемые населению.

С этой функцией ЦБ тесно связана другая – регулирование кредитной политики и вытекающее отсюда снижение инфляции и повышение покупательской способности. Проще говоря, когда ставка ЦБ стоит на низкой отметке, дешевыми становятся и займы для физлиц.

Население начинает больше покупать, производители наращивают выпуск продукции. Увеличивается спрос, ползут вверх цены, а следом и инфляция. Чтобы снизить этот рост, ЦБ повышает ключевую ставку.

Результаты работы банковского сектора

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства – до 0,4 %.

В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным – на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным – сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы – выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.

Выводы

  1. Центральный Банк Российской Федерации – орган, главной задачей которого является обеспечение стабильности рубля и цен, а также создание комфортных условий, что экономика страны не переживала кризис, а стабильно развивалась.
  2. В задачи ЦБ не входит получение прибыли, а существует учреждение за счет самоокупаемости.
  3. Для реализации поставленных перед учреждением задач, Центробанк РФ имеет определенную свободу действий, но некоторые вопросы согласовывает с действиями органов государственного управления.
  4. Основные функции ЦБ, которые имеют значение для всего населения России, – выдача и отзыв лицензии финансовым компаниям, определение ключевой ставки и регулирование курса валют.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector