Блок схема онлайн

Как создать блок-схему в ворде

Чтобы можно было легко связывать объекты, например, при помощи стрелок, потребуется создать блок-схему. Для этого в разделе «Вставка» нужно перейти в «Фигуры», после чего в самом низу всплывшего списка нажать на «Новое полотно». Переместив в его пределы ранее созданные фигуры можно соединить их при помощи стрелок:

  • сначала нужно добавить фигуру стрелки в полотно описанным ранее способом,
  • после ее выделения появятся кружки в нижней и верхней части. Управляя ими, стрелка крепится к нижней части одного элемента и верхней области другого,

Суть в том, что при дальнейшем перемещении любого из новых созданных объектов, привязанные к ним указатели будут двигаться следом.

Такой инструментарий дает возможность не только создавать новые схемы, но также и корректировать их отображение при необходимости. С каждой новой редакцией Microsoft Word расширяет арсенал своих инструментов и технологий, а также совершенствует удобство и простоту их использования.

Метод 1 Рисование фигур

Включите панель инструментов Рисование. Если вы не видите панель Рисование внизу окна, нажмите меню Вид и наведите курсор на подменю Панели инструментов. Выберите пункт Рисование, и панель инструментов Рисование появится внизу окна.

Создайте стартовую точку. В панели Рисование нажмите на Автофигуры. В появившемся меню выберите Схемы, и затем выберите фигуру, с которой хотите начать схему. В вашем документе появится область для рисования, внутри которой будет надпись «Создайте ваш рисунок здесь».

Когда размер фигуры будет подходящим, отпустите клавишу мыши. Начальные фигуры, как правило, являются прямоугольниками со скругленными углами или овалами.

Если вы хотите создать фигуры одинаковой формы, включите сетку, нажав на кнопку Рисовать в панели Рисования, затем выбрав Сетка и Поля, и затем поставив флажок под названием «Отображать сетку на экране». Сетка позволит вам создавать фигуры точных размеров.

Создавайте другие фигуры.

Используйте разные фигуры для разных понятий в вашей схеме. Каждый раз, когда используется понятие того же типа, используйте фигуру, которая обозначает его. Это улучшит читаемость вашей блок-схемы.

  • Блоки процессов или задач обычно прямоугольные.
  • Блоки решений обычно ромбовидные.
  • Блоки Ввода/Вывода обычно в форме параллелограммов.

Добавляйте текст к вашим фигурам.

Нажмите правой кнопкой мыши на фигуру, к которой вы хотите добавить текст. Нажмите на Добавить текст в появившемся меню. Фигура будет подсвечена, и внутри неё появится текстовый курсор.

Вы можете форматировать текст так же, как и любой другой текст в Ворде.

Настраивайте размеры и положение фигур.

Добавив текст, вы можете заметить, что он не всегда хорошо помещается в фигуру. Вы можете изменять размеры фигур, нажимая на них и перетягивая за квадратики в углах. Нажмите левой кнопкой мыши на центр фигуры и удерживайте, чтобы перетаскивать её по площади для рисования.

Метод 2 Соединение схемы

  1. Нажмите на кнопку автофигуры в панели Рисунок.

Наведите курсор на Соединительные линии и выберите стиль, который вы хотите применить. Вы можете выбирать между прямыми, ломаными и искривлёнными линиями.

Каждая соединительная линия может иметь стрелки, указывающие в любой из концов.

Нарисовать соединительную линию.

Поместите курсор на грани первой фигуры. Нажмите и перетаскивайте соединительную линию к следующей по порядку фигуре. Ворд попытается автоматически присоединить линию к намеченной точке второй фигуры.

Соединив все фигуры, вы можете их передвигать по всей области рисования, и они будут оставаться соединёнными.

Перемещение соединительной линии.

Если вы используете ломаную или искривлённую линию, вы можете менять путь, по которому она пролегает. Нажмите на соединительную линию, чтобы выбрать её. По середине линии появится квадратик, на который вы можете нажать и перемещать его. Это будет менять положение соединительной линии.

Похожим образом вы можете перемещать концы соединительной линии, выбрав линию, а затем нажав на конец и перетащив его к месту нового соединения.

Добавляйте подписи к вашим соединительным линиям.

В панели Рисунок нажмите на кнопку Текстовое окно. Нажмите и перетаскивайте курсор, чтобы создать текстовое окно в любой части площади для рисования. Поместите текстовое окно рядом с любой линией, которую вы хотите подписать.

  • Введите ваш текст в текстовое окно, вы можете форматировать его так же, как и любой другой текст в Ворде.
  • Чтобы удалить рамку текстового окна, кликните по ней правой кнопкой и выберите пункт Форматировать текстовое окно. В разделе Границы кликните на выпадающее меню Цвет и выберите Без границ.

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

Вызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

Начало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных

Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Блок-схемы

Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Cacoo

Для совместной работы над блок-схемами рекомендуем воспользоваться сервисом Cacoo. Как и Lucidchart, он оснащен приятным для глаз понятным интерфейсом. Сервис предлагает широкий выбор всевозможных шаблонов для блок-схем, каркасов, диаграмм Венна и пр. Что касается блок-схем, то в Cacoo вы найдете различные варианты форм на выбор. Для того чтобы создать блок-схему, достаточно перетянуть нужные формы и стрелки и расположить соответствующим образом.

Лучшая функция в Cacoo – возможность совместной работы в режиме реального времени. Это значит, что множество людей могут работать над блок-схемой одновременно. Для обсуждения вносимых изменений предусмотрен чат. Cacoo также позволяет видеть, кто в настоящее время работает над проектом.

Cacoo изначально разрабатывался как сервис для коллективной работы, о чем свидетельствуют проектные папки и настройки безопасности для членов команды. Тем не менее, он отлично подходит для работы одного человека. В вашем распоряжении 1 тыс. страниц, неограниченные возможности для обмена, импорт и экспорт SVG и многое другое.

Стоит отметить, Cacoo полностью оправдывает свою стоимость. Для отдельных пользователей месячная плата начинается от $4,95 в месяц. Тарифный план Team для командной работы начинается от $18 в месяц (для троих пользователей). Cacoo для корпоративных пользователей (тарифный план Enterprise) позволяет устанавливать приложение на свой частный сервер. Его стоимость начинается от $600 в год для 10 пользователей. Для любой версии предусмотрен пробный период (14 дней), в течение которого сервисом можно пользоваться бесплатно.

Способы описания алгоритмов

О блок-схеме, как об основном способе представления алгоритмов, мы уже поговорили. Но кроме блоков, есть и другие методы:

  1. Словесное описание — это когда структура алгоритма описывается естественным языком. Лучше всего вспомнить любой бытовой прибор (утюг, телевизор, микроволновую печь, холодильник и т. п.). Все эти приборы имеют инструкцию по эксплуатации, то есть перед нами типичное описание алгоритма словами, с учётом которых прибором надо пользоваться. Такой способ не формализован и не учитывает все возможные ситуации, возникающие при эксплуатации. К недостаткам словесного описания относят и неоднозначность толкования некоторых терминов.
    Представьте, что вы куда-то собрались, и вас интересует погода на улице. Словесное описание будет приблизительно таким:
    1) смотрим на градусник, определяем температуру на улице;
    2) если температура ниже 0, надеваем шубу, если выше — куртку.
  2. Псевдокод — в этом случае можно говорить о естественном и частично формализованном языке, то есть это описание уже позволяет определить главные этапы решения задачи, что необходимо перед составлением программы — точной записи на языке программирования. Псевдокод характеризуется уже наличием формализованных конструкций и общепринятой математической символикой, однако строгих синтаксических правил по записи не существует.
  3. Блок-схема. Схему, состоящую из блоков и линий, включая значения наиболее часто используемых блоков, уже рассмотрели выше. Но вернёмся к нашему примеру с погодой:
  4. Программа — описание, созданное на языке алгоритмического программирования. Такой вариант характеризуется высокой степенью формализации, то есть появление программы позволяет решать прикладные задачи. В форме программы описываемый ранее пример будет выглядеть следующим образом:

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.


Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.


Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).


Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

  • блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения ;
  • блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием .

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd , обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.


Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.


Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).


Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

  • блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения ;
  • блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием .

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd , обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Cacoo

Мне нравитсяНе нравится

Этот сервис лучше всего подойдет для тех пользователей, кому требуется организовать совместный доступ к файлу и работу с ним в реальном времени с разных устройств. Помимо удобного инструмента коллективной работы, Cacoo также может предложить:

  • возможность выбрать различные типы проекта;
  • готовые шаблоны моделей, схем и диаграмм;
  • поле для добавления заметок всеми участниками проекта;
  • хранилище, где может размещаться до 1000 файлов;
  • возможность импорта и экспорта документов в формат SVG. 

Главное преимущество программы – это совместная работа нескольких человек над одним файлом. Все изменения можно вносить в реальном времени, а при использовании программы общаться в специальном чате (это позволяет видеть документ и одновременно оставлять по нему комментарии). Также в специальном поле всегда будет видно, кто вносить в файл изменения в данный момент. 

Сервис Cacoo не имеет бесплатной версии, но предоставляет пользователям пробный период (он длится четырнадцать дней). Можно покупать различные тарифы, ориентируясь на потребности своей команды. Например, совместный ежемесячный доступ для трех человек будет стоить $18. А вот чтобы организовать корпоративное использование для десяти человек, нужно будет заплатить уже $600 – но для годового доступа. 

Плюсы и минусы

Создание проектов в команде
Ведение истории редактирование проекта
Возможность комментирования проекта и обсуждения его в видеочате
Удобные и легкие в освоении инструменты

Отсутствует русскоязычный интерфейс

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно – получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным – необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным – задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) – он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.

Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

  • блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения ;
  • блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием .

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd , обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Алгоритмический язык

Представьте, что человеку, работающему за компьютером, поставлена некая вычислительная задача. В языке программирования решение этой задачи выполняется с помощью алгоритмизации. Решение предполагает:
— разбиение на этапы;
— разработку алгоритма;
— составление программы решения на алгоритмическом языке;
— ввод
данных;
— отладку программы (возможны ошибки — их надо исправить);
— выполнение на ПК;
— анализ результатов.

Алгоритмический язык является средством описания алгоритмов, а уже алгоритм, в свою очередь, представляет собой чёткое описание определённой последовательности действий, направленных на решение необходимой задачи.

Lucidchart

Lucidchart является самым популярным онлайн-сервисом для построения блок-схем. Удобный интерфейс позволяет легко создавать блок-схемы и управлять ими. На выбор есть готовые шаблоны, но можно начать работу и с чистого листа.

Так как это довольно мощный инструмент он имеет бесплатный и 3 платных тарифных плана — 6 долларов для продвинутого домашнего использования, 9 долларов за профессиональную версию и 20 долларов для команды.

Если вы пользуетесь бесплатной учетной записью, вы получаете только 25 Мб памяти и до пяти документов. Платные тарифы предоставляют больше возможностей, например: больший размер хранилища, неограниченное количество форм и документов, связывание данных, импорт в Microsoft Visio и многое другое.

Но даже бесплатная учетная запись дает доступ к основным формам, стрелкам и текстовым полям. Этого будет достаточно в большинстве случаев. Для бесплатного тарифа также доступна возможность совместной работы. Но есть некоторые ограничения. Например, представитель какой-либо команды может сотрудничать с бесплатным пользователем, но бесплатный пользователь может редактировать схему только в том случае, если в ней менее 60 объектов и если в ней нет никаких объектов платного уровня.

Lucidchart поддерживает форматы JPEG, PDF, PNG, SVG и Visio (VDX). Существует даже поддержка импорта из Amazon Web Service (AWS), Visio (VSDX), Omnigraffle и многих других сервисов. Если вам нужно закончить блок-схему позже, все ваши данные будут храниться в их облаке, так что в следующий раз вы просто продолжите с того места, где остановились.

Заключение

Подводя итог, следу отметить, что подробные схемы построения алгоритмов уже устарели. В качестве описания процесса они никому не интересны. В лучшем случае блок-схемы пригодны для проведения обучения новичков, которые не умеют алгоритмически мыслить. Предложенные в свое время элементы со своим содержанием являлись языком высокого уровня, они объединяли операторов языка машины в отдельные группы. На данный момент каждый графический элемент соответствует конкретному оператору. Значит, сам символ превратился в случайное, а главное — бесполезное занятие по рисованию, от которого легко можно отказаться. Сегодня стали лишними даже линии переходов, так как каждый оператор уже определен. В действительности графическое построение алгоритмов больше превозносится, чем применяется на практике. Программист с большим опытом работы, прежде чем написать программу, редко чертит блок-схему. Когда стандарт организации требует графический алгоритм, то рисуют его уже после окончания работ.

— Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector