Чертоги разума, или как эффективно запоминать информацию

Что еще может помочь быстро и надолго запомнить?

Мнемотехника! Она может заменить то эмоциональное вовлечение, которое необходимо, чтобы мозг откликнулся и запомнил.

Кстати, в мнемонические приемах также используются образы. Без них никак. Как все происходит?

Мы переводим информацию в образы, соединяем образы, запоминаем последовательности образов и фиксируем их в памяти. Рассмотрим некоторые мнемонические приемы.

Их существует большое количество.

Старинные расстановки

Метод локаций или метод Цицерона

Суть этого метода заключается в том, чтобы мысленно привязать запоминаемые данные к определенному и знакомому месту.

Привязка производится с помощью образа, что облегчает вспоминание самих данных. Образ места напоминает нам запомненную информацию и она всплывает автоматически.

Для этого нужно освоить эту мнемотехнику.

Она заключается в следующем:

Вы заранее определяете сколько единиц информации вам нужно запомнить и отбираете столько знакомых мест, сколько нужно. В качестве мест можно использовать свою комнату, квартиру, дом, улицу, план города.

Для начала запомните места. Если это комната, то местами, к которым необходимо привязать информацию, будут предметы, в комнате. Если квартира, то местами будут: прихожая, коридор, кухня, гостиная, спальня, ванная комната, туалет.

Мысленно пройдитесь по часовой стрелке и запоминайте, как у вас расположены предметы в комнате. Или решите, в каком порядке вы будете их использовать, и хорошенько запомните.

Если мест для запоминания не хватает, то выберите маршрут от дома до работы или института. Любимый фильм, книгу. В этом случае запомните сюжеты, которые будут нужными местами.

Техника заключается в образном связывании запоминаемой информации с местом.

Простой пример

Например, вам необходимо запомнить список слов: собака, книга, гитара, велосипед, яблоко. Определяем места по часовой стрелке: полка, диван подоконник, лампа, стол, кровать.

Начинаем связывать: на полку залезла огромная коричневая собака, она пытается там уместится, еле-еле садится на полку, но лапы такие большие, что свисают и в конечном счете, она с нее падает.

Белый диван превращается в раскрытую книгу, к которому можно подойти и полистать страницы, они такие мягкие, что можно без ущерба, посидеть на них и даже полежать. И когда ложишься, книга сама нашептывает то, что там написано.

Подоконник — это огромный рот, а там потайное место. Рот открывается, а там лежит гитара.

У живой лампы, стоящей на столе есть колеса. Она может уезжать в потайное место, когда она на не нужна. А когда нужна, она ножками крутит педали и включается свет.

Я вижу, что стол прогнулся или еле-еле удерживается от того, чтобы не сломаться  от такого большого количества яблок, насыпанных горой. Либо огромного гигантского яблока.

Образы нужно не просто помещать в места, а связывать их вместе и оживлять, придумывать несуществующие связи. Добавлять звук, движение.

После того, как вы все образы связали с местами, еще раз мысленно пройдитесь по комнате, чтобы вспомнить предметы и ассоциации к ним.

Почему работает привязка?

Еще один прием мнемоники — последовательные ассоциации. Ассоциация — это, когда между образами существует привязка или связь, и вспоминание одного образ автоматически вызывает другой.

Ассоциации работают, потому что это интересно и вы быстро их представляете и запоминаете.

А еще все дело в образах, образная память связана с правым полушарием, не имеет границ, и повторы уже не обязательны.

Суть этого метода заключается в последовательном придумывании истории из той информации, которую необходимо запомнить. В отличии от метода Цицерона мы не привязываем к местам.

Если нам нужно запомнить те же слова: собака, книга, гитара, велосипед, яблоко. Мы придумываем такую историю. Собака нашла огромную книгу, она залезла в нее как в будку.

А у книги-будки была своя жизнь, она мечтала научиться играть на гитаре. Мы представляем как у книги вытянулись ножки и она возвышаясь на собакой играет на гитаре, положа ногу на ногу.

Коричневая блестящая гитара трансформируется в велосипед, мчащийся на большой скорости. На ходу он ест яблоко, чтобы восполнить свои силы.

Как ест? Руль превращается в руку, которая запихивает яблоко в рот. Можете сами представить, где у велосипеда рот))

Акронимы

Что это такое? Это слово, где одна или две буквы являются начальными буквами запоминаемых слов. ЦУМ — центральный универсальный магазин. Таким способом можно запоминать трудные слова.

Потворим?

Метод пиктограмм.

Переводим весь текст, информацию в схемы, в значки, в символы или в иероглифы. Затем добиваемся идентичного с оригиналом воспроизведения — чтобы мы могли точно по схеме, значкам воспроизвести текст, стихотворение, слово.

Как улучшить память?

1.
Пишите письма.
Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем как приступить к зубрежке в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.

2.
Берегите природу.
Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.

3.
Кричите громче.
Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но благодаря этому методу я выучила чуть ли не половину русско-испанского словаря. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.

4.
Будьте экспрессивнее.
Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» — попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.

5.
Слушайте себя.
Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись — нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.

6.
Не сидите на месте.
Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.

7.
Смените обстановку.
Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.

8.
Выкидывайте слова.
Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.

9.
Спите больше.
Чем дольше вы будете спать после того как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память . Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».

10.
Займитесь спортом!
На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь или перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Здравствуйте, мои любимые читатели.

Вы когда-нибудь думали, как быстро запомнить большой объем информации? Как не забыть все на утро? Как отложить все полученные таким интенсивным путем знания в долговременную память?

Все эти вопросы касаются каждого человека, которому хоть раз приходилось запоминать тонны материалов к экзамену, презентации или просто для улучшения собственных знаний.

Не раз я сталкивалась с тем, что многие не отрываясь от учебников, сидят и день и ночь в попытках запомнить как можно больше. А есть ли в этом смысл? Может они делают что-то не так? Может, есть другой выход?

Сегодня я и хочу с вами обсудить, как можно быстро и максимально эффективно запоминать новый материал.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Чтобы понять, как читать, чтобы прочитанное запоминалось, нужно обязательно ставить перед собой чёткую цель — запомнить материал.

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать «крючки», которые помогут запомнить нужную информацию.

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 26 782.

Категории: Образование и коммуникации

English:Study So You Can Remember Everything

Español:recordar todo lo que estudias

Français:étudier de manière à se souvenir de tout

Português:Estudar de Modo a Lembrar de Tudo

Italiano:Studiare in Modo da Ricordare Tutto

Bahasa Indonesia:Belajar supaya Anda Mengingat Semuanya

한국어:암기력 높여주는 공부법

Nederlands:Zo studeren dat je alles onthoudt

العربية:المذاكرة بطريقة تساعدك على استرجاع كل المعلومات

Tiếng Việt:Học sao cho nhớ lâu

ไทย:ทบทวนบทเรียนเพื่อให้สามารถจดจำเนื้อหาได้ดียิ่งขึ้น

中文:记住所学内容

日本語:記憶力を高める勉強

हिन्दी:पढ़ाई करें, ताकि आपको सब कुछ याद रह सके

Печать

Лучшие техники

Личные пометки – то, о чем очень часто забывают люди во время чтения. А ведь этот метод – не что иное, как письменное фиксирование основной мысли. Вы можете подчеркнуть понравившуюся вам формулировку или выписать ее в специально предназначенный для этого блокнот. Позже, просматривая свои записи, вы сможете восстановить в памяти большую часть прочитанного, особенно если читали не бегло, а обдуманно.

Если вы работаете со значительным объемом информации, попробуйте каталогизировать ее, разбить на подгруппы. Например, «цитаты», «идеи», «слоганы» и т.п. Если вы читали нон-фикшн на тематику, которая вполне применима в жизни, – примените то, что советуют в книге.

Визуализация

Отличным способом запоминания информации для людей, которые мыслят картинками, является визуализация. Если вы читаете художественную книгу, у вас перед глазами наверняка разворачивается кино – вы видите героев, наблюдаете за тем, как они действуют в заданных обстоятельствах, следите за развитием событий. Таким же образом следует поступать с любым текстом, который вам нужно зафиксировать в памяти – будь то эссе о зимнем лесе или статья о преимуществах завещания квартиры перед договором ее дарения. Только визуализация должна быть чуть другой, такой, какая поможет вам запомнить чуть лучше.

Возможно, она будет сочетаться с методикой ассоциаций, то есть вы визуализируете не совсем картинку из прочитанного, а ассоциацию, которая у вас возникнет в связи с прочтением. Это действует по той же схеме, по которой мы, услышав песню, вспоминаем, как танцевали под нее с симпатичным одноклассником, и мысленно переносимся в то время. Таким образом можно вспомнить не только события, которые произошли в то время, но и разговоры, запахи, кто во что был одет и как причесан – ведь вся эта информация хранится в нашей памяти, никуда из нее не исчезая, и только от нас зависит, вспомним ли мы ее.

Ассоциации

Один из наиболее доступных и при этом легких способов – придумать ассоциации с тем, о чем вы читаете и что вам нужно зафиксировать в памяти. Это могут быть первые буквы слов или, наоборот, если вам нужно запомнить буквенный код (ЕАМДКТ, к примеру), придумать предложение, где каждая буква будет началом каждого слова (еловый авокадо мягко двигался к тарелке). Можно придумывать абсолютно любые ассоциации, которые помогут вам лучше запомнить – цветовые, цифровые, зрительные, слуховые.

Придумывание совершенно глупых, на первый взгляд, предложений вполне оправданно – мы придаем им смысл, а значит, отлично запоминаем. Когда мы придумали предложение, мы визуализируем его, то есть видим глазами души авокадо, который двигается к тарелке. Как только мы увидели это, мы это запомнили.

Метод повторения И.А. Корсакова

Очень своеобразный метод запоминания предложен И. А. Корсаковым. Он основан на многократном припоминании. Материал предлагается заучить с помощью любой из удобных вам мнемотехник, после чего, не подглядывая (так как предполагается, что вы все помните), припомнить – выписать или воспроизвести иным образом, например, посредством надиктовки на телефон всей информации, которую вы запомнили.

Далее необходимо провести сверку с источником информации. Если есть ошибки или вы что-то пропустили, то нужно запомнить еще раз эту информацию, после чего вновь припомнить ее. Как только вы воспроизвели всю информацию правильно и без пробелов, нужно приступить к ее многократному припоминанию, то есть воспроизведению много раз без сверки с первоисточником.

Метод Цицерона

Этот метод очень прост и необычайно эффективен. Он основан на так называемой расстановке запоминаемых единиц информации в той комнате, которая хорошо известна запоминающему, по порядку. Если вы все сделали правильно, то как только вы вспомните обстановку в этой комнате, вы воспроизведете информацию, которую запоминали. Таким образом и действовал Цицерон, готовясь выступить перед публикой, – он расхаживал по комнатам своего дома и занимался расстановкой ключевых моментов своей речи.

Если вы хотите испробовать эту технику улучшения запоминания, определитесь, какая последовательность будет у вас во время обхода помещения. Решите, на какие места вы будете расставлять то, что желаете запомнить.

Пиктограммы

Этот метод предложил А. Р. Лурия и первоначально его предлагали для запоминания детям. Суть его в том, что ребенку зачитывались некоторые слова в количестве от 20. На каждое слово ему предлагалось нарисовать так называемую пиктограмму, то есть схематический рисунок, который отражал бы суть названного понятия. Далее ребенок должен был, глядя на каждую из пиктограмм, вспомнить, какое понятие он в ней «зашифровал». Это происходило не сразу, а через полчаса или час.

Обзор видов

Человеку свойственно забывать многие факты, но в хранилище мозговых структур долго сохраняется информация, поддерживающая его убеждения, взгляды и увлечения. Избирательное запоминание проявляется в том, что только часть воспринимаемых сведений остается в голове. Из огромного потока информации мозг автоматически сохраняет только факты, интересующие в данный момент личность.

Интервальное запоминание подразумевает поэтапную фиксацию в памяти каких-то данных, повторение их через определенный промежуток времени. Например, важную информацию фиксируют на листке и пытаются воспроизвести в памяти через 2 недели. Затем записывают забытые факты. Через полмесяца восстанавливают в памяти всю информацию. Если какие-то сведения не удалось вспомнить, то их снова переписывают, повторяют и оставляют на 2 недели. И так продолжается до тех пор, пока весь текст не будет усвоен. Метод интервальных повторений применяют при изучении иностранных языков.

Иногда люди с целью удержания в голове большого объема информации прибегают к зубрежке. Основу механической фиксации материала составляют ассоциации по смежности без осознания логической связи между фрагментами получаемой информации. Этот вид преднамеренного запоминания отличается зазубриванием без осмысления, поэтому он неэффективен. В отличие от него смысловое запоминание основывается на четком понимании логических цепочек между отдельными фрагментами осваиваемой информации, поэтому она запоминается лучше.

Осознанное

Целенаправленное удержание в голове событий и фактов представляет собой особый и сложный мыслительный процесс, подчиненный задаче запомнить. Осмысленное закрепление материала с использованием ассоциативных рядов, логичных рассуждений, систематического повторения относят к произвольному запоминанию.

Преднамеренная фиксация информации в структурах головного мозга требует волевых усилий. Обычно субъект ставит перед собой конкретную задачу запоминания определенных данных. С этой целью он использует специальные приемы, производит определенные действия. Например, многократное повторение необходимых данных происходит до полного их усвоения.

Неосознанное

Фиксация информации может происходить случайно, без затраты индивидом определенных волевых усилий. Такое автоматическое действие умственного процесса именуют непроизвольным запоминанием. Непреднамеренное запечатление каких-то данных сохраняет определенный след в коре головного мозга. Жизненно важная информация сохраняется в памяти лучше всего. Хорошо запоминаются сведения, связанные с интересами и потребностями субъекта.

6. Сочинять истории

Если верить исследованиям, наш мозг настолько любит истории, что увлекательное повествование высвобождает окситоцин — гормон, который усиливает эмпатию. В результате мы сильнее сопереживаем собеседнику, лучше понимаем и запоминаем ключевые моменты, о которых он говорил.

Сторителлинг помогает и в учебе: наверняка у вас был преподаватель, который постоянно травил байки — такие истории запоминаются лучше, а вместе с ними и материал.

Чтобы запомнить что-то сложное и кусачее, просто придумайте про это любой сюжет, и этот монстр сразу перестанет кусаться — как и с собеседником, мы начинаем воспринимать его более дружелюбно и лучше запоминаем.

При этом не важно, насколько реалистична история — иногда сюр запоминается даже лучше. Например, вот так:

Как выучить слова на иностранном языке

Свяжите группы слов одним сюжетом: чем нереальнее он будет, тем веселее!

Таксист везет ворону в бар, кричит ему ворона: “Сar!”
Им в пробку встать не повезло: движенье медленное — slow
Пока я жду, варенья съем, ведь пробка — это traffic jam
Мотоциклист без шлема едет. Кричит ворона: «Где твой helmet?»
У traffic lights горят огни: нам красный — значит тормози!

Как быстро выучить большой объем информации. Запоминаем большие объемы информации

Когда возникает необходимость запомнить большие объемы информации в сжатые сроки, зачастую можно впасть в уныние, если даже не в панику, при одном только взгляде на обилие слов и абзацев, которые нужно поселить у себя в голове. На деле же, процесс запоминания не так труден, как кажется по началу. Вы в этом убедитесь, если начнете следовать следующим советам.

7 эффективных методик для быстрого и легкого запоминания

Смена обстановки. Если текст очень большой, то разделите его на блоки, и каждый из них заучивайте в отдельной комнате или помещении. Так, информация, которую вы попытаетесь усвоить, не перемешается в голове, потому что каждый блок вы запоминали при различных обстоятельствах: что-то выучили в спальне, что-то на кухне, что-то в коридоре и так далее.

Поймите то, что учите. Если понять суть материала, то информация закрепиться в памяти быстрее и на более долгий срок, в сравнении с кропотливой зубрежкой. Усвоив смысл текста, достаточно будет лишь выучить его начало, а все остальное уже выстроится само собой.

В случае, если он с трудом поддается осмыслению, то непонятные моменты попытайтесь пересказать другу, соседу или домашнему питомцу

Кому именно – не так важно. Главное, что во время изложения ваш мозг автоматически начнет подбирать более упрощенные формулировки для запутанных понятий

Факт. Согласно одному из исследований, негативные переживания запоминаются лучше всего, и вся информация, которая последует за самобичеванием, автоматически будет восприниматься мозгом как «плохая», а значит и запомнить ее будет легче.

Больше экспрессии. Информация запомнится лучше, если процесс обучения обретет некую форму, с помощью жестов, мимики и телодвижений. Изучая иностранные слова – изображайте их значение, нужно зазубрить диалог или сложный абзац – обыграйте это в животрепещущей сценке или представьте, что вы ведущий популярного ток-шоу. Вы удивитесь, насколько легко и быстро все запомнится.

Затронем психологию. Определите, каким образом вам легче всего воспринимать информацию: через зрительные образы, телесные ощущения или посредством звука. Сделав это, вы сможете использовать более эффективные, именно для вас, способы изучения материала.

К примеру, если вы аудиал – запишите текст на диктофон и прослушивайте то, что пытаетесь запомнить. Если визуал – проиллюстрируйте основные моменты или пункты изучаемого материала. А кинестетикам стоит переписывать ключевые моменты на бумагу.

Факт. Самое благоприятное время для постижения чего-то нового – это период с 8 до 10 утра, а также с 8 до 11 вечера. Именно в эти промежутки, мозг у подавляющего числа людей работает наиболее активно.

Экзекуция слов. Очень интересный и эффективный способ запомнить текст большого объема. Нужно переписать его, отбросив от каждого слова все кроме заглавной буквы. После чего заучивайте получившийся шифр по первым буквам, вспоминая слова целиком. Понятно, что обойтись без подглядок в оригинал не получится, особенно в самом начале.

Однако, в итоге вы добьетесь того, что бы текст мигом всплывал в памяти при одном только взгляде на усеченный вариант. Такая шифровка, кстати, может послужить отличной шпаргалкой.

Лекция во сне. Запишите ту информацию, которую уже выучили, на диктофон, и включите его на малой громкости, когда будете засыпать. Запись не должна мешать спать, суть в том, что бы записанная вами информация звучала именно во время сна. Этот способ имеет потрясающий эффект, особенно в тех случаях, когда необходимо закрепить в памяти трудно запоминаемые вещи.

Без движения никуда. Физические упражнения разгоняют кровь по всему телу и в частности улучшают кровообращение в мозгу. Поэтому, перед тем как засесть за книги и конспекты, неплохо было бы или пробежать пару кругов вокруг дома или хотя бы потанцевать. Так вы не только улучшите качество мыслительных процессов, но еще и хорошенько взбодритесь, зарядившись энергией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector