Основной учебник javascript
Содержание:
- Аналогия из жизни
- Главные отличия JavaScript от других Си-подобных языков
- Что такое JavaScript?
- Михаил Русаков. Программирование на JavaScript с Нуля до Гуру 2.0
- alert()
- Geekbrains
- Михаил Русаков. React JS, Redux, ES2015 с Нуля до Гуру
- Секреты JavaScript ниндзя. Джон Резиг, Беэр Бибо, Иосип Марас
- Зачем изучать JavaScript?
- Javascript: примеры кода
- Точка с запятой
- 10) addEvent()
- Как устроен JavaScript. Дуглас Крокфорд
- Чего НЕ может JavaScript в браузере?
- Имена переменных
Аналогия из жизни
Мы легко поймём концепцию «переменной», если представим её в виде «коробки» для данных с уникальным названием на ней.
Например, переменную можно представить как коробку с названием и значением внутри:
Мы можем положить любое значение в коробку.
Мы также можем изменить его столько раз, сколько захотим:
При изменении значения старые данные удаляются из переменной:
Мы также можем объявить две переменные и скопировать данные из одной в другую.
Повторное объявление вызывает ошибку
Переменная может быть объявлена только один раз.
Повторное объявление той же переменной является ошибкой:
Поэтому следует объявлять переменную только один раз и затем использовать её уже без .
Функциональные языки программирования
Примечательно, что существуют функциональные языки программирования, такие как Scala или Erlang, которые запрещают изменять значение переменной.
В таких языках однажды сохранённое «в коробку» значение остаётся там навсегда. Если нам нужно сохранить что-то другое, язык заставляет нас создать новую коробку (объявить новую переменную). Мы не можем использовать старую переменную.
Хотя на первый взгляд это может показаться немного странным, эти языки вполне подходят для серьёзной разработки.
Более того, есть такая область, как параллельные вычисления, где это ограничение даёт определённые преимущества.
Изучение такого языка (даже если вы не планируете использовать его в ближайшее время) рекомендуется для расширения кругозора.
Главные отличия JavaScript от других Си-подобных языков
При изучении языка JavaScript у многих возникают некоторые трудности в связи с тем, что JavaScript хоть и Си подобный но имеет некоторые серьёзные, из привычного ряда вон выходящие, отступления от базового Си подобного синтаксиса. У JavaScript имеется своя извращённая концепция представления объектов, по сути всё в JavaScript состоит из объектов. Вообще сложно понимать концепцию данного языка без понимания полноценной объектно-ориентированной парадигмы, которая имеется в тех же C++, Java, C# и других языках программирования.
В JavaScript всё является объектами, абсолютно всё. Стандартная библиотека языка состоит из объектов. Эти объекты в нормальном понимании ООП являются ни чем иным как предопределёнными классами, в здравых полноценных языках так и есть, но в JS это объекты. При этом, работая с JavaScript, о самом слове «класс» можно забыть, так как официально их там нет, есть только объекты. В общем немного нелепая модель кастрированного ООП получается. Естественно это было сделано изначально для простоты и облегчения понимания концепции ООП. В общем хотели как лучше, а получилось как всегда. Во всём остальном JavaScript мало чем отличается от других Си подобных объектно-ориентированных языков программирования за исключением следующих моментов.
В JavaScript широко практикуются следующие вещи
- Функции в функциях (вложенность функций);
-
function someFunc() { function foo () { return true; } }
Внутри функции объявлена другая функция.
- Ссылкой на функцию может быть переменная (или свойство) путём присвоения функции переменной;
-
var foo = function a() { return 1; }
Переменная содержит ссылку на функцию . Именно ссылку а не результат работы функции. Теперь обратиться к функции можно через имя переменной следующим образом:
- Можно определять безымянные функции;
-
function() { alert("some text"); }
Применение методов стандартной библиотеки к элементам через точку;
var str = "some string"; var foo = str.toString()
Переменная явно преобразовывается в тип . Всё потому, что каждая переменная идеологически является объектом.
Что такое JavaScript?
JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.
JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.
Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются.
Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».
Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.
Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.
В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:
- Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
- Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
- Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
- Отображать всплывающие и диалоговые окна.
- Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
- Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.
JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!
Михаил Русаков. Программирование на JavaScript с Нуля до Гуру 2.0
Описание. Профессия программиста сегодня очень популярна. Специалисты работают в крупных компаниях и получают достойную оплату труда. Но в какой сфере попробовать силы? Одними из самых востребованных считаются JavaScript-разработчики. Вы можете пройти курс Михаила Русакова и начать свой путь на этом поприще уже через несколько месяцев.
Видеоуроки – оптимальный вариант обучения. Это недорого, вы не сжаты временными рамками и сроками сдачи домашних заданий, легко усваиваете весь материал и постоянно растете как специалист JavaScript. Автор программы подготовил всю необходимую информацию и структурировал ее так, чтобы слушатели усвоили максимум.
Также вы всегда сможете обратиться к Михаилу и задать интересующие вопросы. Он поможет в них разобраться, а также даст ценные советы по улучшению навыков. Таким образом, вы не останетесь одни в этом большом мире и будете получать постоянную поддержку.
Данная программа нацелена на изучение основ JavaScript и состоит из 8 разделов.
- Введение.
- Основы программирования на JavaScript.
- Объектно-ориентированное программирование на JavaScript.
- Стандартные функции и объекты в JavaScript.
- Работа с HTML-документом.
- События в JavaScript.
- Асинхронность в JavaScript.
- Сетевые запросы.
Дополнительно к этой программе предусмотрено пять бонусных блоков. Во-первых, вы получите готовые решения практических упражнений и сможете по ним проверить правильность выполнения. Во-вторых, прикладываются курсы по HTML и CSS. Это еще два языка, входящих в основу web-программирования. Для оказания полноценных услуг клиентам вам также нужно изучить и их. Но здесь они даются абсолютно бесплатно!
Авторы: Михаил Русаков.
Стоимость: закачка через интернет – 7 470 рублей. Доставка по почте – 8 170 рублей.
Пройти курс
alert()
Метод alert() отображает окошко с кнопкой «OK». В окне выводится сообщение, которое указано в скобках. Например, «Привет, Skillbox!». То есть в данном случае браузер делает ровно то же самое, что перед этим делал сервер сценариев Windows.
Эти примеры тоже можно писать в «Блокноте», только сохранять в файлах с расширением HTML. Например, skillbox.htm.
<html> <script> alert(«Привет, Skillbox») </script> </html>
Результат:
В качестве аргумента alert() можно указать не только конкретный текст, но и результат каких-либо вычислений или обработки других данных. Например, alert(x), где x вычисляется отдельно.
Geekbrains
Сайт: https://geekbrains.ru/Стоимость: 6 250 р. в месяц
Факультет Fullstack JavaScript
После обучения с нуля можно стать fullstack-разработчиком и запускать свои проекты. Вы научитесь создавать сайты, мобильные приложения и высоконагруженные сервисы: от идеи до реализации.
Длительность: 15 месяцевРезультат: 3 кейса в портфолиоГарантия: Трудоустройство после обученияФормат обучения: Онлайн, 2 раза в неделю
Преимущества факультета Fullstack JavaScript
Программа обучения
0. Подготовительные курсы
- Основы программирования
- HTML и CSS: вводный курс
- Базовый курс по Git
- Фронтенд-разработка на JavaScript
- Базовый курс JavaScript
- HTML и CSS: продвинутый курс
2.. Современная фронтенд-разработка
- ReactJS
- Управление состоянием приложения
3. Бэкенд-разработка на JavaScript
- Linux для разработчиков
- Node.js
- Базы данных
- Тонкости работы с HTTP и сетевыми протоколами
4. Фулстек-разработка на JavaScript
- Основы TypeScript
- Разработка сайтов с использованием Nest.js
- Разработка высоконагруженных бэкенд-приложений
5. Soft skills JavaScript-разработчика
- Инструменты взаимодействия с командой
- Подготовка к собеседованию
6. Предметы с индивидуальным выбором даты старта
- Разработка десктопных приложений на Electron.js
- Разработка кросс-платформенных приложений на React Native
- Алгоритмы и структуры данных
Михаил Русаков. React JS, Redux, ES2015 с Нуля до Гуру
Описание. JavaScript – популярный язык программирования, который используется во многих сферах при разработке различных проектов. И если вы думаете начать карьеру программиста, обучение в этом направлении станет отличным первым шагом. Михаил Русаков подготовил структурированный курс с необходимой информацией для новичков.
Данный курс позволит вам:
- получить всю необходимую для начала работы теоретическую информацию;
- сразу же закрепить полученные знания путем выполнения практических задач;
- узнать все секреты профессионалов, которые они регулярно применяют в работе для решения нетривиальных задач;
- сформировать свое первое портфолио, которое поможет при трудоустройстве или поиске первых клиентов;
- грамотно оформить резюме по современным стандартам и нормам.
В рамках этой программы предусмотрено изучение самого популярного фреймворка – React. Этот курс актуализирован, информация строится на основе последних трендов в сфере разработке. Таким образом, вы получите актуальные знания, которые помогут запустить карьеру в крупной компании или заняться бизнесом и самостоятельно привлекать клиентов.
Программа разделена на 6 основных разделов.
- Продвинутый JavaScript. 10 уроков.
- ES2015. 8 уроков.
- Организация front-end приложения. 7 уроков.
- React.js теория. 12 уроков.
- Redux теория. 2 урока.
- React практика. 17 уроков.
Всем ученикам Михаил подготовил несколько бонусных курсов, которые достанутся бесплатно. В рамках дополнительного обучения вы узнаете, как разрабатывать компоненту выбора даты; динамический поиск по большому массиву информации; список товаров с подробной детализацией каждого. Дополнительные навыки позволят расширить спектр оказываемых услуг и увеличить средний чек заказа.
Стоимость: закачка через интернет – 3 970 рублей. Доставка по почте – 4 770 рублей.
Пройти курс
Секреты JavaScript ниндзя. Джон Резиг, Беэр Бибо, Иосип Марас
Справочник на практических примерах подробно описывает возможные методики для программирования на языке JavaScript. Так как, язык Java является универсальным для программирования различных типов приложений, специалисты-авторы в данной книге постарались как можно лучше рассказать о функциях языка, замыкании, объектах, тестировании и разработке кросс-браузерного кода.
Преимущества:
- отлично подойдет для тех, кто только начинает свой путь обучения;
- хороший перевод;
- наличие задач и упражнений для самостоятельной отработки материала.
Недостатки:
- есть мелкие опечатки по тексту;
- более продвинутые программисты мало что почерпнут для себя.
Зачем изучать JavaScript?
JavaScript является одним из 3 языков все веб-разработчики должны узнать:
1. HTML Определение содержимого веб-страниц
2. CSS Указание макета веб-страниц
3. JavaScript Программирование поведения веб-страниц
Веб-страницы не являются единственным местом, где используется JavaScript.
Многие настольные и серверные программы используют JavaScript. Node. js является наиболее известным.
Некоторые базы данных, такие как MongoDB и CouchDB, также используют JavaScript в качестве языка программирования.
Ты знала?
JavaScript и Java-это совершенно разные языки, как в концепции, так и в дизайне.
JavaScript был изобретен Брендан Айх в 1995, и стал стандартом ECMA в 1997.ECMA-262 является официальным названием стандарта. ECMAScript является официальным названием языка.
Вы можете прочитать больше о различных версиях JavaScript в версии главы JS.
Javascript: примеры кода
Начнем с простого, вывод надписи в документе. Перед написанием обязательно добавьте специальные теги.
Между ними написать код. Для записи текста и последующего показа используем write. Полностью будет выглядеть вот так.
Глобальное свойство document ссылается на структуру портала. Он способствует взаимодействию с тегами и атрибутами, внутри всего документа. В нашем случае вызывая write, мы записываем в теги body сообщение “Hello World!”. Чтобы вызвать конкретный тег, назначьте атрибуту id название, например, mess.
Используйте getElementById(id) – вместо id указывают имя атрибута. Потом через точку запишите innerHTML и присвойте ему, знак равно, сообщение Hello World!
Заменив строчку из предыдущего скрипта на эту document.getElementById(“mess”).innerHTML=”Hello world!”;, появится ошибка в консоли
Всё дело в том, что сначала грузится js-сценарии, а потом остальной документ. Для избежания подобных проблем, следует обернуть в скобки вывод сообщения в window.onload, тем самым назначив приоритеты, для загрузки полностью страницы, а уже потом то что находится в фигурных скобках onload.
javascript примеры кода.
Переменные являются обязательными при написании серьезных приложений, они могут хранить временные значения: цифры, символы, название и т.д. Обозначаются переменные словом var или let, дальше следует название переменной и значение.
Вот как это выглядит:
let a = 5;
Типы переменных, которые чаще всего используются:
- целые
- числа с плавающей точкой
- строка
- логическое выражение.
Дальше образец всех четырёх типов:
Нередко бывают ситуации, когда необходимо выполнить сценарий, при определённых условиях. Например, сравнить вводимую информацию пользователя и если строка пустая, вывести сообщения. За это отвечает условный оператор if else.
Когда требуется проверить сразу несколько условий, конечно можно воспользоваться if else. но рекомендуется switch case.
Объект math вызывается для выполнения математических операций. Например, чтобы узнать число Pi, достаточно записать вот так Math.PI. Для выполнения остальных решений используются:
Разумеется, это не весь список, но этого достаточно, для решения практически любых задач.
Dom запросы осуществляют поиск по html документу и возвращают первый похожий тег, обозначенный в скобках querySelector. После получения над ним можно применить действие. Например, сменить цвет, как показано на рисунке.
Первая строка закрашивает блок в красный цвет, селектор делает запрос по классу. Во втором случае перекрасится контейнер номер два. Третий выбор сразу по двум параметрам .block3 и .three и четвёртый изменение цвета последнего контейнера.
При разработке, довольно часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда активация определённых элементов ресурса должно происходить с помощью клавиатуры или мышки. Для этих целей используются слушатели событий addEventListener. На него можно повесить функцию, которая сработает при нажатии кнопки на клавиатуре или мыши. Для наглядности показано на рисунке.
На блоге иногда необходимо при нажатии кнопки, создать новый тег и внести туда информацию. Для этих целей предусмотрено createElement и addChild, отвечающие за создание и добавление. Другая команда removeChild удаляет dom-узел.
Получив ссылку на дочерний элемент, можно удалить тег по идентификатору elem.children.remove, где n номер тега который нужно удалить. Помимо, добавления dom-узлов, есть похожие функции для создание текстов createTextNode. Весь список, показан на скриншоте ниже.
Точка с запятой
В большинстве случаев точку с запятой можно не ставить, если есть переход на новую строку.
Так тоже будет работать:
В этом случае JavaScript интерпретирует перенос строки как «неявную» точку с запятой. Это называется .
В большинстве случаев новая строка подразумевает точку с запятой. Но «в большинстве случаев» не значит «всегда»!
В некоторых ситуациях новая строка всё же не означает точку с запятой. Например:
Код выведет , потому что JavaScript не вставляет здесь точку с запятой. Интуитивно очевидно, что, если строка заканчивается знаком , значит, это «незавершённое выражение», поэтому точка с запятой не требуется. И в этом случае всё работает, как задумано.
Но есть ситуации, где JavaScript «забывает» вставить точку с запятой там, где она нужна.
Ошибки, которые при этом появляются, достаточно сложно обнаруживать и исправлять.
Пример ошибки
Если вы хотите увидеть конкретный пример такой ошибки, обратите внимание на этот код:
Пока нет необходимости знать значение скобок и . Мы изучим их позже. Пока что просто запомните результат выполнения этого кода: выводится , а затем .
А теперь добавим перед кодом и не поставим в конце точку с запятой:
Теперь, если запустить код, выведется только первый , а затем мы получим ошибку!
Всё исправится, если мы поставим точку с запятой после :
Теперь мы получим сообщение «Теперь всё в порядке», следом за которым будут и .
В первом примере без точки с запятой возникает ошибка, потому что JavaScript не вставляет точку с запятой перед квадратными скобками . И поэтому код в первом примере выполняется, как одна инструкция. Вот как движок видит его:
Но это должны быть две отдельные инструкции, а не одна. Такое слияние в данном случае неправильное, оттого и ошибка. Это может произойти и в некоторых других ситуациях.
Мы рекомендуем ставить точку с запятой между инструкциями, даже если они отделены переносами строк. Это правило широко используется в сообществе разработчиков. Стоит отметить ещё раз – в большинстве случаев можно не ставить точку с запятой. Но безопаснее, особенно для новичка, ставить её.
10) addEvent()
Несомненно, важнейший инструмент в управлении событиями! Вне зависимости от того, какой версией вы пользуетесь и кем она написана, она делает то, что написано у неё в названии: присоединяет к элементу обработчик события.
function addEvent(elem, evType, fn) { if (elem.addEventListener) { elem.addEventListener(evType, fn, false); } else if (elem.attachEvent) { elem.attachEvent('on' + evType, fn) } else { elem = fn } }
Этот код обладает двумя достоинствами — он простой и кросс-браузерный.
Основной его недостаток — в том, он не передает в обработчик для IE. Точнее, этого не делает .
Для передачи правильного this можно заменить соответствующую строку на:
elem.attachEvent("on"+evType, function() { fn.apply(elem) })
Это решит проблему с передачей , но обработчик никак нельзя будет снять, т.к. должен вызывать в точности ту функцию, которая была передана .
Существует два варианта обхода проблемы:
- Возвращать функцию, использованную для назначения обработчика:
function addEvent(elem, evType, fn) { if (elem.addEventListener) { elem.addEventListener(evType, fn, false) return fn } iefn = function() { fn.call(elem) } elem.attachEvent('on' + evType, iefn) return iefn } function removeEvent(elem, evType, fn) { if (elem.addEventListener) { elem.removeEventListener(evType, fn, false) return } elem.detachEvent('on' + evType, fn) }
Используется так:
function handler() { alert(this) } var fn = addEvent(elem, "click", handler) ... removeEvent(elem, "click", fn)
-
Можно не использовать в обработчике события вообще, а передавать элемент через замыкание:
function handler() { // используем не this, а переменную, ссылающуюся на элемент alert(*!*elem*/!*) } ...
В качестве альтернативы и для примера более серьезной библиотеки обработки событий вы можете рассмотреть статью Кросс-браузерное добавление и обработка событий.
Как устроен JavaScript. Дуглас Крокфорд
Суть книги – показать как работает каждый элемент языка JavaScript: имена, числа, объекты, массивы, функции, исключения, классы, оптимизация, парсинг и прочее. Описаны все тонкости, проблемы и трудности в работе, а также советы как их избежать и исправить.
Книгу стоит почитать, если вы мало-мальски продвинутый специалист. Она поможет трезво оценить со своей колокольни, что подойдет к вашему стилю и привычкам, а что не очень.
Достоинства:
- вся информация описана по сути, без лишней воды;
- автор приводит много своих личных фишек;
- четко и понятно объясняется, как работать с языком JavaScript.
Чего НЕ может JavaScript в браузере?
Возможности JavaScript в браузере ограничены ради безопасности пользователя. Цель заключается в предотвращении доступа недобросовестной веб-страницы к личной информации или нанесения ущерба данным пользователя.
Примеры таких ограничений включают в себя:
-
JavaScript на веб-странице не может читать/записывать произвольные файлы на жёстком диске, копировать их или запускать программы. Он не имеет прямого доступа к системным функциям ОС.
Современные браузеры позволяют ему работать с файлами, но с ограниченным доступом, и предоставляют его, только если пользователь выполняет определённые действия, такие как «перетаскивание» файла в окно браузера или его выбор с помощью тега .
Существуют способы взаимодействия с камерой/микрофоном и другими устройствами, но они требуют явного разрешения пользователя. Таким образом, страница с поддержкой JavaScript не может незаметно включить веб-камеру, наблюдать за происходящим и отправлять информацию в ФСБ.
-
Различные окна/вкладки не знают друг о друге. Иногда одно окно, используя JavaScript, открывает другое окно. Но даже в этом случае JavaScript с одной страницы не имеет доступа к другой, если они пришли с разных сайтов (с другого домена, протокола или порта).
Это называется «Политика одинакового источника» (Same Origin Policy). Чтобы обойти это ограничение, обе страницы должны согласиться с этим и содержать JavaScript-код, который специальным образом обменивается данными.
Это ограничение необходимо, опять же, для безопасности пользователя. Страница , которую открыл пользователь, не должна иметь доступ к другой вкладке браузера с URL и воровать информацию оттуда.
-
JavaScript может легко взаимодействовать с сервером, с которого пришла текущая страница. Но его способность получать данные с других сайтов/доменов ограничена. Хотя это возможно в принципе, для чего требуется явное согласие (выраженное в заголовках HTTP) с удалённой стороной. Опять же, это ограничение безопасности.
Подобные ограничения не действуют, если JavaScript используется вне браузера, например — на сервере. Современные браузеры предоставляют плагины/расширения, с помощью которых можно запрашивать дополнительные разрешения.
Имена переменных
В JavaScript есть два ограничения, касающиеся имён переменных:
- Имя переменной должно содержать только буквы, цифры или символы и .
- Первый символ не должен быть цифрой.
Примеры допустимых имён:
Если имя содержит несколько слов, обычно используется верблюжья нотация,
то есть, слова следуют одно за другим, где каждое следующее слово начинается с заглавной буквы: .
Самое интересное – знак доллара и подчёркивание также можно использовать в названиях. Это обычные символы, как и буквы, без какого-либо особого значения.
Эти имена являются допустимыми:
Примеры неправильных имён переменных:
Регистр имеет значение
Переменные с именами и – это две разные переменные.
Нелатинские буквы разрешены, но не рекомендуются
Можно использовать любой язык, включая кириллицу или даже иероглифы, например:
Технически здесь нет ошибки, такие имена разрешены, но есть международная традиция использовать английский язык в именах переменных. Даже если мы пишем небольшой скрипт, у него может быть долгая жизнь впереди. Людям из других стран, возможно, придётся прочесть его не один раз.
Зарезервированные имена
Существует , которые нельзя использовать в качестве имён переменных, потому что они используются самим языком.
Например: , , и зарезервированы.
Приведённый ниже код даёт синтаксическую ошибку:
Создание переменной без использования
Обычно нам нужно определить переменную перед её использованием. Но в старые времена было технически возможно создать переменную простым присвоением значения без использования . Это все ещё работает, если мы не включаем в наших файлах, чтобы обеспечить совместимость со старыми скриптами.
Это плохая практика, которая приводит к ошибке в строгом режиме: